Ардынский детектив

Я вообще большой любитель такого жанра, как фанфики. Я и сам их пишу, и читаю с огромным удовольствием. Но есть один писатель, которому, на мой взгляд, с фанфиками и фанфикерами ужасно не повезло. Это Джон Рональд Руэл Толкин.
То есть как - не повезло. С моей субъективной точки зрения, как читателя - не повезло. По крайней мере в русскоязычном фэндоме. Переводя мою субъективную точку зрения в объективную, можно сказать "мне не нравится, что сотворил с Сильмариллионом русскоязычный фэндом". Лично мне, да.
То есть у него гигантская команда (по)читателей и продолжателей - вряд ли ещё у какого-то писателя есть такой огромный фэндом. Но "нет, ребята, всё не так, всё не так, ребята"...
Суть этой самой претензии я уже высказывал - человеческое, слишком человеческое. Что у Ниенны, что у Перумова, что у Брилёвой. Еськов, правда, этим не страдал, но у него от Средиземья вообще одно название осталось.
В своё время я как-то накатал целую серию постов про это. Но один пост так и остался ненаписанным - меня отвлекли другие темы, а потом я стал старым, толстым и ленивым.
Но недавно gest поднял эту тему в своей серии постов, и я встрепенулся, как старый боевой конь при звуках трубы. И понял, что должен завершить эту тему, рассказав про своё видение Первой Войны, её причин и последствий - того, что в Музыке Айнур называлось Диссонансом Мелькора, а в материальном мире - Искажением Арды.

Я тогда написал, что есть лишь два способа понимания Валар - либо как мелких людишек с непомерными возможностями (власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно), либо как бесконечно далёких от человека "машин терраформирования", чьи мотивы для нас запредельны и непостижимы.
Но позже понял, что возможен и третий вариант. Именно к этому варианту пытался приблизиться сам Профессор в своих "Преображённых мифах".

Итак, из каких постулатов я бы исходил, если бы писал фанфик по Толкину, стараясь сохранить максимальное уважение к первоисточнику - но при этом желал описать в нём мотивацию таких существ, как валар.
1) Никто из Валар, включая Мелькора, не является дураком - то есть все способны просчитывать последствия своих действий ХОТЯ БЫ на человеческом уровне. Если читатель книги способен увидеть в действиях Валы некую глупость или ограниченность - то сами Стихии на это тоже способны. И всё, что делают, они могут обосновать.
2) Никто из Валар, включая Мелькора, не является злодеем - то есть не хочет целенаправленно зла своим собратьям и Детям Илуватара. То, что люди называют злом, может для Валар быть допустимым побочным эффектом - но не самоцелью. Валар не хихикают гаденько, видя как другим плохо, и не напевают себе под нос "что бы такого сделать плохого".
3) Никто из Валар, включая Мелькора, не является мелочным. То есть они способны, воплощаясь в тела-фана, испытывать и понимать такие человеческие страсти, как любовь, похоть, гнев, зависть, страх, одиночество, голод, усталость... Но эти страсти не могут РУКОВОДИТЬ ими. Если Вала приводит в действие силы планетарного масштаба - значит, у него для этого есть причины планетарного масштаба.
4) Эру Илуватара всё перечисленное тоже касается.

Итак, в чём же состояло пресловутое Искажение?
Парадокс в том, что мы прекрасно знаем конечное состояние системы - нам не надо напрягаться, чтобы его представить. По Профессору, мы все, современные люди - живём в искажённом, неправильном мире. И считаем его единственно возможным, потому что другого никогда не видели.
А вот представить себе Арду Неискажённую, представить, чем она была так уж хороша - это для нас задача почти непосильная. "Варда сохранила часть Первичного Света (это было ее исходным предназначением в Великой Повести)". (с) Чем же был так ценен Свет Валинора, если он представлял собой лишь маленький кусочек, отражение Арды Неискажённой? Ради этого Света, заключённого в Сильмариллах, начинались войны. Даже Мелькор и Унголиант жаждали этого самого Света, при том, что Мелькор сам и был автором Искажения.
Самое простое объяснение - эстетическое. Свет не таит никакой практической пользы. Он просто красив, офигенно красив - так, что все рациональные аргументы оказываются побоку.
Проблема в том, что красота - понятие субъективное. Что для одного красиво, для другого уродливо. Ценность же Сильмариллов безусловно признавали ВСЕ, вне зависимости от стороны, на которой находились. Мелькору они руки обжигали - плевать, все равно не отдам. Это уже похоже на наркотическую эйфорию.
Была, кстати, в истории Средиземья другая блестящая фиговина с похожими свойствами - Единое Кольцо. "Нашу прелессссть" тоже никто, никогда и ни за что бросить не желал. Но Кольцо, помимо психотропного давления на мозги, ещё и какую-никакую пользу приносило. Как минимум - невидимость и продление жизни, хотя Толкин неоднократно намекает, что были у него и другие функции. Сильмариллы же, кажется, никакой практической пользы не имели (исключая потенциала использования в качестве "зажигания" для погибших Древ Валинора, но вряд ли Феанору и компании они были нужны в этом качестве).

"Илуватар сказал Варде: "Тебе я вручу дар, непохожий на другие. Ты принесешь в Эа чистый свет, Мой свет, незапятнанный вожделением Мелкора. С тобой Свет войдет в Эа, и пребудет там, не принадлежа Эа". Поэтому Варда самая праведная и чтимая из всех Валар, а Свет Варды есть любовь Эру к Эа. Тем не менее, в этом даре, как и во всех дарах Эру, есть своя опасность. " (с)

Итак, Свет Эру есть любовь Илуватара к своим детям и к своему творению. Тогда понятно, почему его так жаждал Мелькор, у которого сложились с папой крайне непростые отношения. Но опять же, как эта любовь проявлялась? Только как чисто психологический феномен, ощущение близости и поддержки Творца? То есть Арда Неискажённая физически не отличается от известного нам мира - просто в ней присутствие Эру не скрыто, оно так же естественно, как воздух. Это мир, где невозможно быть атеистом.
А Искажение Мелькора состояло всего лишь в сокрытии божественного присутствия и божественной любви? "Атрабет" намекает на нечто подобное - Голос из Темноты общается с первыми людьми чуть ли не ежедневно, а с приходом Мелькора - умолкает. Утверждение "Мелькор желал сохранить весь Свет лишь для себя" тоже обретает вполне понятный смысл - естественное для ребёнка желание, чтобы папа любил его одного - а все остальные получали приказы Верховного только через него - старшего жреца, наместника. Эту версию развивает Брилёва в своём ПТСР:
Финрод был прав - от ненависти близко к любви, ближе, чем от безразличия. Может быть, и Моргот на свой извращенный лад любит Отца. Может быть, все его жестокие выходки - это отчаянная мольба: заметь меня, заметь, выдели среди прочих, хотя бы Своей ненавистью! Может быть, его ненависть к Детям - ревность старшего к младшему, беспомощному, но обласканному. Может быть, его стремление властвовать над нами - это ревнивое желание старшего сына встать между младшим и родителями, чтобы сделаться нужным и им, и ему. Все-таки это любовь. Извращенная и отвратительная. (с)
Но! Против этой гипотезы есть два косвенных аргумента.
Во-первых, она опровергает третий постулат - "Валар не мелочны". Конечно, ставки тут повыше - божественная любовь не ровня любви человеческой. Но всё-таки интерпретировать мирообразующий конфликт, как семейный скандал с мотивами по Фрейду... убого это. Да и первый постулат - "Валар не дураки" тоже шатается. Это даже Брилёва заметила:
И станут ли родители любить приемного сына сильнее, если он убьет родного? (с)
И во-вторых, цитаты из Сильмариллиона ясно указывают на материальный, физический конфликт между Мелькором и Валар:

И было так, что Илуватар обратил в Глубине Времен слово к Улмо, сказав ему: "Постиг ли ты, что совершилось, когда здесь, в малом мире, к твоим владениям пришел с войной Мелькор? О жестоких холодах он помыслил - но не осквернил красоты рек, не погубил он источников. Взгляни: лютым морозом его рождены снег и льды! Жар и огонь создал Мелькор - но не иссушил вод, не заставил умолкнуть он бурное море. Взгляни еще раз: восстали высокие тучи, изменчивые туманы, белые облака! Слышишь ли ныне ты, как на Землю падает дождь? А в тучах искусство твое станет ближе деяниям Манве". (с)

Они созидали новые земли, Мелькор же низвергал их; углубляли долины, а Мелькор равнял их с поверхностью; вздымали высокие горы, а Мелькор обрушивал их, превращая в ничто. Они наполняли моря - он же думал, как иссушить их. И не было такого деяния Валар в Арде, которое не осквернил бы он или не уничтожил.
Однако труд Валар все-таки не был напрасен, хотя ни один из их замыслов не воплотился в Мире таким, каким они видели его некогда в Начале Начал.
(с)

Это явно не простое "затемнение" Арды. Это определённо физический конфликт, спор относительно матчасти. Вероятно, "Сокрытие бытия божия" входило в планы Мелькора - но Искажение проявлялось не только в этом. Его план был более сложным, комплексным - и определённо затрагивал материальный мир.
То есть Арда Неискажённая не только ощущается иначе. Она должна и ВЫГЛЯДЕТЬ иначе, чем известный нам физический мир. Но в чём?
Есть "экологическая" интерпретация - то есть в Арде Искажённой сплошь пустыни, радиация, глобальное потепление и ледниковые периоды - а в Неискажённой всё, надо полагать, цветёт и пахнет. Но Мелькор ведь умудрился "исказить" и неживую материю.

Сила Саурона была не в золоте, как таковом, но в конкретной форме, сделанной из конкретной порции "золота вообще". Мощь Моргота рассеяна в Золоте, где бы оно ни находилось (это был элемент Моргота в Материи, который Саурон использовал для "магических" и иных действий - как с ним, так и над ним).
Конечно, вполне возможно, что некоторые элементы или состояния материи привлекли особое внимание Моргота. Например, все золото (в Средиземье), похоже, приобрело особенно "злую" направленность - но не серебро. Вода представлена как сущность, почти полностью свободная от Моргота (что, конечно, не означает, будто отдельные моря, ручьи, реки, колодцы или даже сосуды воды не могут быть отравлены или осквернены - могут, как и все вещи).
(с)

Трудно представить себе "испорченную экологию" на уровне отдельных атомов. Разве что наведённая радиоактивность, превращение в нестабильные изотопы? Но тогда бы самым "Морготовым" металлом был уран, а не золото.
Но - опять же - отчасти это верно. Косвенным следствием Искажения является непригодность (или крайняя сложность) изменённой материи для жизни. Но это лишь внешнее проявление, а не его суть.

Может быть Искажение - это подобие "порчи Хаоса" в Вархаммере? То есть Искажённой материей Морготу просто легче управлять? Но тогда по мере того, как Искажение нарастало, Мелькор бы становился всё могущественнее. Он же, как неоднократно подчёркивается, ослабел, "умалился", "растратил себя" на Искажение.
Допустим, чужие феар (души) сопротивлялись его воздействию, и Мелькор необратимо тратил свою мощь на то, чтобы пробить их аванирэ (нежелание). Ну была, по Профессору, у него такая манечка - всех зазомбить и сломать (Валар всё же были гораздо осторожнее с Детьми Эру и в мозги им не лезли).
(Кстати говоря, фундаментальный запрет толкиновской Арды совпадает с одним из базовых запретов Культуры. Это что же получается - Мелькор типа местный "Серая Зона"? Он же "Живодёр"? *Представляет себе изложение Толкина в понятиях Культуры и неприлично ржёт*)
Но! У того же Профессора прямо сказано, что сильнее всего Мелькор затрахался с НЕЖИВОЙ материей - и именно в это сильнее всего вложился. А людей и эльфов портил так, мимоходом:
Тогда стало ясно (в первую очередь Намо и Манвэ), что, глубоко рассеяв свою силу в материи Арды, Моргот потерял прямую власть над ней, и все, что "он" (остаток цельного существа) сохранил в качестве "себя", заключалось в искромсанном и умалившемся духе, населявшем им же созданное тело (теперь "он" полюбил его). (с)

Во всяком случае, после попыток рассеивания себя в "материи" сил на собственные нужды уже не оставалось. Не было ни "раскаяния", ни его возможности: Мелкор навсегда отверг все "духовные" потребности и существовал, фактически, как страсть к обладанию и власти над материей, в частности, над Ардой. (с)

При этом его братья и сёстры - Валар - сохраняли огромную власть над материей, и даже не думали от этого "умаляться". В какой же такой извращённой форме Мелькор возлюбил мир - каждый его атом - что аж стал от этого импотентом?

Сначала я дам ответ в поэтической, словесной форме - потому что как меня совершенно справедливо пнул darth_wolf в одном из ранних постов - Валар мыслят не формулами, и Сильмариллион - не научная фантастика.
Но так как у меня самого получается с поэтической формой из рук вон плохо - предоставлю слово мэтрам, прекрасно описавшим суть конфликта до меня:

— Вот и видно, что вы люди, — покачал головой Пустышка. — Только человек говорит: «Это я, а это — мое!» И готов за это убивать. А бог горы Сипил сказал бы совсем по-другому…
Тишина. Напряженная, внимательная тишина.
— Бог сказал бы: «Это — я; а эта гора — тоже я! Каждый камень на ней — я, каждый куст — я, ущелье — я, пропасть — я, ручей в расщелине — я, русло ручья — я!» Вот что сказал бы бог…
— А Зевс его молнией! — крикнул Ификл. — Да, Пустышка?
— Кого, малыш? Если есть «я» и есть «мое» — тогда можно молнией… Огонь, грохот — и «я» исчезло, а «мое» стало «ничье» и вскоре будет «чьим-то»! Но если все — «я», тогда кого бить молнией? Камни, ручей, птиц, кусты, ущелье — кого? Гору — молнией?
— Гору! — закричали оба.
— Всю гору?
— Всю! Стереть с лица земли! Трах — и нету!..
— Стереть с лица земли? Но богиня Гея говорит про землю: «Земля — это я!» А горный ручей впадает в реку Кефис, и бог реки говорит: «Река — это я!» Вода в реке, тростник по берегам, мели, перекаты, галька — я!
— И его молнией, — неуверенно пробормотали близнецы. — И Гею — молнией… всех — молнией…
Гермий молчал.
«Весь мир — молнией? — молчал Гермий. — Из-за одной горы? Молний хватит-то?..»
(с)

Вот она. Вот суть Искажения, каким оно мне видится. Валар говорят - "это я". И Эру так говорит им - "Арда - это вы". Они - Стихии Арды, её плоть и кровь. Не владыки стихий, не повелители их, а сами Стихии. Воздух - это Манвэ. Вода - это Ульмо. Твердь земная - это Ауле.
И тут, понимаешь, приходит Мелькор и говорит - "это моё". Он вводит понятие обладания - распоряжения чем-то, отличным от тебя самого. Вносит Диссонанс - смысловую разницу между понятиями "быть" и "иметь".
Теперь можно представить себе, что такое Арда Неискажённая. Это мир, где нет ИМУЩЕСТВА. Где нет и не может быть мёртвой, НЕОДУШЕВЛЁННОЙ материи. Каждая частица неразрывно связана с неким духом, феа. И является частью его тела. Неотъемлемой частью.
У валар феар большие - и ответственность того же уровня - тела у них большие, сложные, с целую гидросферу или литосферу... У майар феар поменьше - ну и зона ответственности тоже под стать, лужок там какой-нибудь, или лес, может даже отдельное дерево. Эльфы и люди - духи совсем скромненькие, ну и под контроль им даётся какой-нибудь центнер биомассы, не больше. Но разница лишь количественная, не качественная. Каждый эрухини имеет тот же "суверенитет" в пределах своего тела, что и величайший из валар, и лезть в него нельзя.
Это действительно очень трудно представить - мир, где нет физических законов, только чья-то воля. Ну и правила, предписанные Творцом, разумеется - но эти правила, как юридические законы, можно нарушить - только потом отвечать придётся.
Мир, где "если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно". Мир, где яблоки падают на землю (и на головы учёным) не из-за гравитации, а потому, что Йаванна (яблоко) желает вновь встретиться со своим супругом Ауле (земля).

Электроны, протоны у нас вращаются друг вокруг дружки не от того, что есть силы, кванты аматериального поля, а оттого, что просто любят друг друга! Теперь понимаете, что поступками аматериального существа движет не физика, а симпатия? Вместо трех законов Ньютона – притяжение нового типа: нежность, забота, любовь. Вместо закона сохранения количества движения – правило сохранения верности, что же касается теории относительности, то чувства вообще относительны, только у нас вместо наблюдателя – возлюбленный, а вместо факта – такт. А поскольку мы отказались от бренных тел, то и в эротике у нас больше нет физики – никакого трения, давления, смазки, сжатия – таким образом, по самой природе любовь в нашей вселенной должна быть идеальной! (с)

Интересно, что в этом контексте первобытный анимизм - не суеверие, а воспоминание наших предков об Арде Неискажённой. Мире, где любая вещь и любое природное явление обладали собственным разумом и желанием. Мире, где мы, люди, были всего лишь одними из бесчисленного легиона воплощённых духов.

Что в древних мифологиях чуждо современному человеку - отсутствие границ между живым и неживым, границ между людьми.
Древнее синкретическое сознание вообще всё представляло вперемешку, но, думается, вообразить оборотня сейчас гораздо проще, чем творение неба из плоти какого-то существа или онтологическое единство с царём или древним еврейским проповедником, в котором каждый человек спасается.
Звери живут среди нас и для кошатника представить, что он превращается в кота - раз плюнуть.
Но легко вообразить себя превращающимся в газовый шар или в Путина или Патриарха Кирилла сподручно только шизофренику или под веществами.
В том проблема традиционных религиозных культов, наиболее важные акты которых апеллируют к утраченным связям в сознании.
(с)

И да, по контрасту с нашим миром такое состояние реальности вполне может показаться раем. Раем, потерянным из-за "змея-искусителя" Моргота. Ведь большинство воплощённых духов Арды Неискажённой относилось к эрухини если и не с любовью, то хотя бы с уважением - и ни за что не решились бы причинить им вред. В результате возникал эффект "этикосферы" по Лему. Мир без насилия и несчастных случаев. Мир, где камни станут мягче подушек, чтобы вы об них не разбились, вода будет держать вас на поверхности, чтобы вы не утонули, а деревья сами склонят ветви и принесут вам сладчайшие плоды, если вы их попросите.

Таким образом, Искажение Мелькора можно назвать ещё Отчуждением. Он раздирает предписанный Эру нерасторжимый брак между материей и духом. Вместо субъективной воли - прописывает объективные законы. Превращает "я" в "моё". Он не изменяет физические законы - он создаёт физику, как таковую.
При этом, с точки зрения самого Мелькора его мотивы вполне могут быть благородными и прометеевскими - и гораздо более обоснованными, чем по ЧКА. Он освобождает материю от диктата духа, а дух - от плена материи, предписанного Эру. Он вводит общие для всех правила игры - не зря ведь в нашей речи слова "объективный" и "справедливый" - синонимы.
Да и к тому же... "Валар не дураки". Какой интеллектуальный уровень, какая смелость, какое нетрадиционное мышление... какое прозрение нужно, чтобы выдумать это совершенно новое понятие - неодушевлённая материя - в мире, где её никогда не было и быть не должно. Представить то, что не является частью твоего или чужого тела, не обладает собственной волей, не чувствует, а существует по раз и навсегда предписанным постоянным правилам...
С точки зрения же валар, Мелькор - "собака на сене". Сам не ам, и другому не дам. Если бы он изгонял из материи других, но при этом прописывался в неё сам в полной мере - это было бы странно, но допустимо. Но Мелькор хочет, чтобы материя работала на него, но при этом не была им самим. Он хочет превратить мироздание в своего робота, в бездушный автомат (всё в самом буквальном смысле). Ради своей жадности он убивает мир.

С точки зрения Светлых, он тем самым совершает страшное преступление – зомбирует мир. С его точки зрения, все наоборот - он всего-навсего гасит радиопомехами истинное зомбирование – и живые существа получают возможность определиться на трезвую голову. (с)

Да. И именно поэтому люди считаются более "падшей" расой, чем эльфы - потому что они в большей степени уступили волевой контроль над собственными телами в пользу объективных законов вселенной, введённых Мелькором:
И все склонились долу, говоря:
- Ты - Единый Великий, и мы Твои.
(с)
Ну а зачатие новых поколений происходило уже по физическим законам, а не по метафизическим правилам Арды - и для строительства их тел бралась внешняя, искажённая материя - поэтому Искажение наследовалось. "Кривизна душ" тут совершенно ни при чём. Если мы принимаем, что Эру не сволочь и не дурак, он не мог создать мир, в котором дети бы наследовали грехи родителей. Просто души людей слабо связаны с материальной основой. Чистая физика (а физика, как мы помним, изобретение и инструмент Мелькора).

Именно поэтому эльфы ассоциируют магию с технологией - и в равной мере не любят того и другого. И не любят, когда доступные им (эльфам) сверхъестественные силы называют магией. Как магия, так и наука основаны на одном и том же принципе - "изучи законы, а потом пользуйся этими законами".
С точки зрения эльфа (точнее, его неИскажённых инстинктов) - то и другое фактически является некрофилией - насилием над мёртвой, обездушенной материей, которая раньше была чьим-то телом, а теперь не может дать отпор.

Ты когда-нибудь видел, чтобы я творил такие глупости? Пускал себе кровь или царапал что-нибудь на клочках бумаги? Если мне необходимо что-нибудь предпринять, я разговариваю с воздухом или с камнями, или с солнечным светом, или с морем, или с чем-то иным. Я вежливо излагаю свою просьбу. Поскольку союз с этими силами заключен тысячелетия назад, они охотно исполняют все необходимое. (c)

Стоит отметить, что Искажение - это не бинарное состояние - или-или. Ни о каком предмете (или существе) нельзя сказать, что он полностью Искажён, то есть лишён одухотворяющей силы. Но и полностью чистым в пределах Арды мало что можно назвать. Материя Валинора Искажена в меньшей степени, чем материя Средиземья - но и она тоже является частью "кольца Моргота". Просто пульс духа в материи может быть сильнее или слабее.
Более того, этот показатель меняется со временем - сильно заражённую материю можно "исцелить", а слабо заражённую - "осквернить".
Свет Древ (а позже - Сильмариллов) изменяет баланс именно в сторону исцеления, в сторону субъективной реальности.

На одном из тредов ("Сильм" кажется) шел уже разговор об "Истином Свете Запада" как главном оружии эльфов, способном одерживать победы над любым количеством врагов.
И нолдор побеждали пока этот самый Свет не иссяк у них.
зы: это не сияние термоядерных грибов ...хотя идея для Фолаут-Сильм хорошая


Неудивительно, ведь эльфы Валинора в этикосфере - как рыбы в воде, для них это привычная среда. А вот жёсткие законы привычной нам реальности - для них как отрава.
Ну и "Белерианд, Ангбанд, спросить подлого Моргота, зачем козе баян, а ему – сильмарили" (с) - вот зачем. Объективная реальность с неизменными закоными - это, конечно, хорошо и справедливо... но для некогда сильнейшего из валар - несколько неудобно. Видимо, Мелькор оставил в ткани "мёртвой" материи некие лазейки для своей силы - как программист, создавая операционку, почти наверняка пропишет скрытый пароль админа. Использование этих лазеек и называется той "магией", которую так не любят эльфы. Но этих лазеек оказалось мало... или Мелькор просто потерял от них администраторский пароль. Бывает. Заметим, что именно с угашением Древ Валинора Мелькор теряет возможность менять облик.
Интересно, что технократ и чёрный маг Саурон чувствует себя в изменённой реальности гораздо комфортнее, чем его бывший шеф. Именно потому, что изначально был слабее, ему легче освоить принципы манипулирования материей вместо прямого контроля. Но при этом именно он создаёт Кольца Власти.
Это приводит нас к ответу ещё на один вопрос - в чём же могущество Колец, которого так боялись (и в то же время жаждали) представители светлого блока.

Кольцо как _собственное боевое наступательное оружие_, как оружие вообще, даже находясь в руках Саурона, начиная с самого снятия эльфийских Колец Келебримбором и Ко., имеет силу, в целом достаточно незначительную.
Рассмотрим три войны, которые Саурон вел, РАСПОЛАГАЯ Кольцом.
В Первой Войне Кольца он потратил 7 кампаний (1693-1699) только на то, чтобы выйти к рубежам Линдона, подавив Эрегион. КРОМЕ Эрегиона за эти 7 кампаний, он так и не справился ни с кем – Мория и Лориэн остались у него в тылу, причем он даже не решился их атаковать, а Имладрис он также лишь блокировал. То есть практически все, чего он за это время добился, - это взял Ост-ин-Эдиль. И то – к большому удивлению самих эльфов, и на 5 году войны... Он не смог прорвать оборону линдонских эльфов на реке Лун, а в следующем году был наголову разгромлен нуменорским десантом и эльфами.
При этом согласно УТ, все время до высадки нуменорских войск Тар-Минастира, у Саурона было численное превосходство. Было у него и превосходство техническое – те же УТ сообщают в другом месте, что орки знали «греческий огонь», которого у Светлых Эндорэ не было никогда...
И при этом он ТАК воюет. И Кольцо у него на руке этой ситуации никак не меняет...
(с)

Толкин отчасти сам на него и отвечает - в СОХРАНЕНИИ. В удержании статуса-кво по уровню Искажения. Именно поэтому за идею создания Колец, подброшенную Аннатаром, эльфы ухватились с таким энтузиазмом. Потому что их уже тоже начало "выдавливать".

Сказано в анн-тэннат: "И закатилась навсегда за край небес его звезда". Третья Эпоха для эльфов - зимняя. Искажение берет свое. Мир остывает. Меняется. Эльфы это чувствуют в воде. Чувствуют в земле. Это не маразматическая ностальгия старикашки, жалующегося, что вот огурцы уже не такие малосольные, и бабы в наше время были поокруглее. Эльфы устают и тоскуют - но духи Арды вторят им печальным скулением. Нездешние народы более не живут - они выживают под натиском того, что Толкиен метко обозвал "смертные земли". Земли смерти. Они вымотали эльфов, и в Третью эпоху остроухие насельники зачарованных островков более не способны на активное действие. Толкиен писал, что не зря Леголас - отнюдь не самая деятельная фигура в Братстве. Он сын холодных сумерек эльфийской цивилизации. И не зря эльфы не пришли на помощь изнемогающим в боях человекам. Силенок не осталось. Таков был замысел. (с)

То есть если в Первую эпоху, с Сильмарилами, разговор ещё мог идти о том, чтобы обратить процесс "объективизации" вспять, то теперь цель всех хоть отчасти "магических" существ - удержаться на прежнем уровне. Мелькора вышвырнули за грань мира, но "мелькоризация" продолжается. Настолько продолжается, что в порядке карантина приходится удалить Валинор с Арды. Именно это объясняет кажущуюся жестокость действий в отношении Нуменора. Запрет людям плавать на Запад - он же не просто так. Технократ Ар-Фаразон со всем его флотом и оружием, конечно же, не мог представлять для Валар никакой физической угрозы. А вот метафизическую - мог, или им казалось, что мог. Даже материя Благословенных Земель Искажена - но умеренно, жить можно. А вот Нуменорцы могли занести зародыши порчи совсем иного уровня... Древ, чтобы противостоять этому процессу, уже нет. Солнце и Луна являются источниками лишь физического света, но не Света - они сами искажены. Начинается паника. Обитатели утопий очень резко реагируют на всё, что может поставить их благоденствие под угрозу.
"Ар-Фаразона больше нет. Забудь о нём. На нас идёт автомат Саурона".
"Нам разрешается прослыть невеждами, мистиками, суеверными дураками. Нам одного не простят: если мы недооценили опасность".
Ну и реакция Ар-Фаразона на предупреждения эльфов через Верных была соответствующей:
"Он смотрел долго, почти не мигая, и я понял, что он не верит ни одному моему слову. Перед ним сидел взбесившийся от страха идиот и старательно врал, чтобы снова загнать его на край вселенной, но теперь уже навсегда, теперь уже без всякой надежды на возвращение".
Ну а под такой повод можно заодно и Землю закруглить. Её бы все равно закруглили, так или иначе, не сейчас, так через пару Эпох. В мире, где действуют законы гравитации, а не теория разумного падения - плоскую Землю не удержать. Физически.
Вот насчёт неодушевлённой материи - это, на мой взгляд, очень правильно. Отсюда недалеко и до Войны Машин, к которой Толкиен, как известно, относился крайне неодобрительно.
Интересное размышление.

Я, кстати, для себя осмысливала Мелькора немного сходным образом - почти в той же логике разделения на объект и субъект, только формулировала функцию Тёмного Валы как "рефлексия над миром". Буквально-таки "мироосознание". Кстати, если не ошибаюсь, что-то похожее было даже в ЧКА - когда Мелькор вышел за пределы мира и получил возможность "взгляда со стороны".
Вполне возможно. Ведь все действия Мелькора - "к вящей славе Эру", по заявлению последнего.
Да-да-да.
Вопросы те же, которыми и я задавался.
Сейчас посмотрим, какой он даст ответ.
Не. У меня круче.
Во-первых, версия Ингвалла объясняет только историю Сильмариллов - но не всю метаисторию Арды.
Во-вторых, лишённые пассионарности нолдор каким-то образом умудряются совершить самые пассионарные деяния в своей истории - резню телери, Клятву и Исход.
Можно, конечно, это всё списать на "ломку" - но в состоянии "ломки" они каким-то образом умудряются громить главные силы Мелькора - у которого в тот момент Сильмариллы как раз и были.
Я бы не стал здесь употреблять термин "круче".

И да, пассионарность не так работает. Нолдоры уже получили свой "заряд".