Движки и немного вооружения

Заговорили орудия. Лишь слабая дрожь отметила их залп — снаряды не выбрасывались взрывчатыми веществами, а приводились в движение собственными двигателями. Но Беннинг увидел яркие вспышки, разорвавшие пустоту впереди и по сторонам, танцующие искры на фоне бесконечных, бесчисленных звезд. По мере того, как корабль мчался вперед, огненные искры, несущие смерть, двигались вместе с ним. Эдмонд Гамильтон

В одном из предыдущих постов я вкратце указал основные типы двигателей в сеттинге и границы их применимости. Но думаю, надо разобрать их немного подробнее.
Стоит заметить, что никаких "под", "над" и "гиперпространств" в этом сеттинге нет. Все типы сверхсветовых кораблей действуют в обычном космическом пространстве. Ну, если конечно "эфир" с высоким уровнем флуктуаций можно назвать обычным.

Итак, привод Алькубьерре, он же варп-драйв. Сжимает пространство впереди корабля и расширяет позади.
Нижняя граница применимости по флуктуациям - скорость сжатия и расширения пространства при любых вменяемых энергозатратах становится настолько низкой, что корабль уже не может превысить скорость света.
Стоит заметить, что РАБОТАТЬ двигатель при этом не перестаёт. По всей ширине полосы 1б он активно используется для внутрисистемных перелётов - а также для недалёких межзвёздных. Потому что все равно получается быстрее и экономичнее реактивного двигателя, грузоподъёмнее фотонного паруса, а уж по ускорению/торможению даст фору вообще любым видам кинетических двигателей.
Верхняя граница применимости находится где-то в середине космооперной Зоны. Вызвана она тем, что поддержание стабильного пузыря Алькубьерре требует тончайшей настройки - причём не только управляющей электроники, но и самого пузыря. Попадётся на пути мельчайшая флуктуация, а вы не успеете отрегулировать кривизну - скачок градиента порвёт корабль, как тузик тряпку.

Что интересно, снаряды с варп-двигателями используются вплоть до внутренней границы космооперной Зоны. Потому что если у вас погибает в полёте каждый десятый корабль - это песец, а не перелёт, расстрелять транспортников. В то же время, если до цели не долетает каждый десятый выпущенный снаряд - это прекрасный результат, наградить артиллеристов. Да и летать снарядам приходится на меньшие расстояния, чем кораблям, и сечение пузыря у них меньше - так что вероятность напороться на флуктуацию ниже.
Почему эти штуки называются снарядами, а не торпедами? Потому что у них есть главное свойство артиллерии - неуправляемость. Аппарат в пузыре Алькубьерре ни хрена не видит, так что не может наводиться на цель. Да впрочем, если бы и видел, то не мог бы довернуть - конструкция двигателя не позволяет. Теоретически можно остановить снаряд на полпути, просканировать окружающее пространство и(или) получить целеуказания с корабля-стрелка, довернуть реактивными двигателями, затем снова уйти на варп - но на практике это увеличивает попадаемость не слишком значительно, а многоразовый привод Алькубьерре, запас энергии для него, управляющая электроника (на лампах!) и маневровые движки увеличивают стоимость выстрела и габариты снаряда на порядки. Так что даже самые массивные линкоры несут всего несколько управляемых варп-торпед и применяют их только в особых ситуациях.

Вообще попадаемость в ламповой полосе - это отдельная песня. У вас есть орудия, способные (физически) эффективно поразить цель за световые недели, если не месяцы. Но навести их на такую дистанцию АБСОЛЮТНО НЕЧЕМ. Ни примитивные вычислители уровня Второй Мировой, ни тем более человеческие мозги на ТАКИЕ дистанции в принципе не способны.

Вот теперь представьте, что на борту корабля у вас есть экипаж. И один из членов экипажа в момент выстрела моргнул. Масса около четвери грамма переместилась на расстояние в пол сантиметра на расстоянии 10м, допустим, от оси корабля, весящего 1000 тонн. При этом корабли развернётся на угол порядка на 1Е^-5 радиана. Нетрудно заметить, что на расстоянии от Земли до Луны эта "ошибочка" приведёт к тому, что луч уйдёт в сторону на 5 километров. (c)

Вот и получается парадокс - звездолёты, способные пересечь пространство от Солнца до Плутона в мгновение ока, вынуждены в бою сходиться на жалкие тысячи километров, чтобы хоть как-то друг друга зацепить.
ИЛИ использовать в качестве канониров существ, способных на квантовые вычисления - то есть джедаев/псайкеров. Поэтому один Скайуокер на маленьком кораблике с парой снарядов Алькубьерре страшнее армады имперских линкоров. Он их преспокойно расстреляет с такой дистанции, с которой они по нему хрен попадут.
Ты это специально, да? Мы в скайпике только позавчера ФТЛ-ракеты обсуждали...

Кстати, нифига это не снаряды. Это неуправляемые ракеты. Активно-сверхсветовой снаряд, если хочешь.
Тогда уж неуправляемые торпеды.

>Активно-сверхсветовой снаряд, если хочешь.
О, прекрасное название.
Гм. Что делать с таковыми варп-снарядами, усвиставшими из зоны боевых действий ввиду промаха?
Их же хрен догонишь. :) Надеяться на то, что тем подвернётся ухабина-флуктуация? :)

Edited at 2014-07-14 05:55 pm (UTC)
Обычно ресурс движка у них небольшой - на пару минут работы. Исчерпают - вырубятся сами.
Это у тех, которые "ударного" типа, то есть должны по идее сокрушать противника своим пузырём.
Есть ещё снаряды "безконтанктного" типа - у этих движок вырубается по таймеру, и они взрываются. По идее - в окрестностях цели.
Развеселившееся воображение представляет. :)

Посреди космоинфраструктуры с грохотом (в стороны расходится ударная гравиволна) появляется-тормозит совершенно неожиданный э... гость. :)

С воплем «Шо, суки, не ждали!?» палит «от бедра» тройкой-четвёркой оных варп-торпед. И, не дожидаясь результата - сваливает нафиг. :)
Я сейчас разрушу кое-что...
Ламповая электроника поддается микроминиатюризации, в пределе - вполне возможны весьма производительные "процессоры", в сущности - любая плазменная панель - это уже ламповый процессор, просто очень специальный. Так что вычислители будут. Они не могут не быть. Не получается с полупроводниками, получится с чем-то другим.
При высоких флуктуациях необходимы именно крупногабаритные логические элементы и толстые проводники. Маленькие - на каком бы принципе они не работали - сгорят от скачков напряжения.
Есть мысля - а насколько разумно делать пилотируемый снаряд с камикадзе-сервитором?
А не проще тогда уж нервный узел вырастить строго под одну задачу?
Wunderbar. Теперь можно представить бой где противники сходятся на расстояние поражения и ведут скоротечный, но слабо прицельный бой, и наоборот противники находятся на гиганских расстояниях, даже не видят друг друга и играют в своеобразный "медленный"(на максимально возможных скоростях) "морской бой".
P.S. Буду жирафом, но с Днем Варенья Поздравляю! :)
Вот и получается парадокс - звездолёты, способные пересечь пространство от Солнца до Плутона в мгновение ока, вынуждены в бою сходиться на жалкие тысячи километров, чтобы хоть как-то друг друга зацепить.

"Парадокс" не больше, чем у морских кораблей века XVII-XVIII-го, которые могли пересекать океан, но артиллерийский бой вели на дистанциях в первые сотни метров. И в общую стилистику космооперы это вполне укладывается
Э не, тут другое.
Морские корабли даже эти сотни метров преодолевали далеко не мгновенно. То есть если уж ты противника догнал, то ты его ДОГНАЛ - ему от сражения не отвертеться.
А тут предполагаемая цель выходит из зоны поражения даже не за секунды, а за микросекунды.
То есть если противник тоже по тебе хочет пострелять, то всё хорошо - остановились на дистанции эффективного наведения и начали выяснять отношения. Но как быть, если он, гадина невежливая, с тобой не хочет иметь ничего общего?
Писал рассказы про космические бои, где в качестве двигателя используется этот самый пузырь. Чтобы сложилась сумма технологий, и получился интересный сюжет, пришлось значительно отойти от предсказаний Алькубьере.

Во-первых, если в качестве двигателя используется классический пузырь, а люди все еще проживают на планетах, это будет не космическая война, а космическое сдерживание. Или космическая бойня. Потому что любой корабль может полностью уничтожить биосферу планеты, просто затормозив возле нее. Выделения энергии хватит. Планета для такого корабля - мишень. Так что получается мир прячущихся крафтворлдов.
Во-вторых, эту энергию сначала надо будет как-то запасти, что ставит под вопрос осмысленность космической экспансии с помощью такой технологии. Если только отрицательная энергия не самогенерируется в нужных количествах.
В-третьих, у меня это возникало как проблема москитных сил, но в такой постановке вопроса актуально. Мало того, что снаряд должен сначала улететь на очень большое расстояние, где сможет сгенерировать пузырь. Корабль не может стрелять из пузыря. Допустим, как видеть цель они придумают. Исходная концепция запрещает, но у вас где-то вообще магия в чистом виде предлагается. Нужно еще дать снаряду пройти через пузырь без вреда для обоих участников процесса. То есть, все то довольно продолжительное время, пока снаряд улетает "на пару тысяч километров", корабль уязвим для ответного огня. Как быстро корабль, который сбросил пузырь перед залпом, сможет снова его одеть? Это либо получается огромная мощность, которую, возможно, стоит потратить на накачку лазеров, либо корабли ведут бой практически со стационарных позиций.

Edited at 2015-02-03 07:01 am (UTC)
Во-первых, если в качестве двигателя используется классический пузырь, а люди все еще проживают на планетах, это будет не космическая война, а космическое сдерживание. Или космическая бойня. Потому что любой корабль может полностью уничтожить биосферу планеты, просто затормозив возле нее. Выделения энергии хватит. Планета для такого корабля - мишень. Так что получается мир прячущихся крафтворлдов.
Вообще планета для ЛЮБОГО звездолёта - мишень.
Даже для досветового - чтобы разогнать корабль до скорости, близкой к световой, нужна энергия, более чем достаточная для экстерминатуса. Урок Кзинов никто не отменял.

Корабль не может стрелять из пузыря.
Вы упускаете из виду, что сам корабль в этой полосе идёт на безынерционниках.
Кстати, насколько я понимаю, классический пузырь А. в принципе при любых энергозатратах не способен обеспечить сверхсветовое движение по не подготовленному заранее маршруту. И парадокса не получается. Звездолёты, способны пересечь пространство от Солнца до Плутона в мгновение ока, если для них заранее подготовить маршрут. В противном случае, они должны будут неизвестное время запускать двигатель, неизвестное же время его отключать и лететь при этом никак не меньше суток. А в состоянии, когда они ведут перестрелку, им от Земли до Луны столько же.

Edited at 2015-02-03 07:01 am (UTC)