Космоопера без магии

Когда писатели переносят место действия из квазисредневековых королевств в космос, им зачастую оказывается весьма непросто отказаться от такого удобного (и зрелищного) сюжетного инструмента, как магия.
И начинаются всякие квазинаучные обоснуи колдунствам. Псионика, биотика, Варп, Великая Сила, сила разума, Вознесение, мутанты, ньютайпы, третья сигнальная система...
Не, я в принципе ничего не имею против таких шуточек... я сам люблю "космическую магию". Я и сам по ней оттоптался в сеттингах Релт и зонирования. Но всё-таки интересно было бы составить список достаточно проработанных литературных, игровых и фильмовых миров, где без неё обошлись.
Формальное определение. "Космическая магия" - это категория воздействий индивидуума на окружающую среду, где взаимодействие-переносчик либо не указано вообще, либо вводится специально для обоснуя этих воздействий.
Если два инопланетянина обмениваются мыслями в электромагнитном диапазоне, при этом у них есть соответствующие органы-излучатели, и на них действуют нормальные законы распространения электромагнитных волн - это телепатия, но не "магия". А вот если некий индивид "управляет гравитацией", причём никаких объяснений не приводится, с какого бодуна это весьма слабое и инертное поле должно перед ним начинать изгибаться - "магия". Несмотря на то, что в ней помянуто реально существующее физическое взаимодействие.
Итак, где авторы сумели обойтись без "магии"? Мне на ум приходят следующие сеттинги.

Бэтлтех
Гало
Легенда о героях галактики
Сейкай
Сага о Форкосиганах

Дополняем, народ!

ЗЫ. Если кто-то может помочь с выработкой более точного определения "магии" - буду благодарен. Пока оно всё-таки во многом интуитивно, на что мне в комментариях справедливо указали.
"Формальное определение. "Космическая магия" - это категория воздействий индивидуума на окружающую среду, где взаимодействие-переносчик либо не указано вообще, либо вводится специально для обоснуя этих воздействий."
М... почему под это определение не подпадает телепатия, для которой специально придумывается орган, но подпадает биотика, которая вообще-то следствие из основного фантдопущения сеттинга?
Биотика не попадала бы, будь она нормально реализована.
Что делает нулевой элемент вообще, по базовым условиям сеттинга? В зависимости от поданного на него заряда увеличивает или уменьшает массу некого объёма пространства вокруг себя. ВСЁ!
Существо с нулевым элементом в организме могло бы делать очень много интересных вещей. Бегать с невероятной скоростью, спрыгивать с небоскрёба без вреда для себя, ударом кулака пробивать броню танка... вкусно - вкусно. Обоснуйно - вполне.
Вместо этого биотик указывает рукой в другой конец помещения и ТАМ образуется центр гравитации. Причём настолько мощный, что в него люди летят (то есть с напряжённостью где-то в 1g, а то и больше.
Но там, куда он указывает, никакого нулевого элемента нет! И тем более там нет генераторов, способных подать на него положительный или отрицательный заряд!
Получается, нулевой элемент позволяет манипулировать массой на расстоянии от самого элемента, "смещая" точку возмущения? Но почему тогда звездолёты друг в друга лупят старомодными кинетическим снарядами - вместо того, чтобы плющить сингулярностями?
ТАК, как биотика показана в игре - это магия.
Чтобы не ввязываться в очередной биотический срач, замечу, что тогда вопрос должен формулироваться как "где есть нормальная реализация того, что иначе было бы космооперной магией, к обосную чего лично я не смогу придраться".
Что делает нулевой элемент вообще, по базовым условиям сеттинга? В зависимости от поданного на него заряда увеличивает или уменьшает массу некого объёма пространства вокруг себя. ВСЁ!
...
Вместо этого биотик указывает рукой в другой конец помещения и ТАМ образуется центр гравитации. Причём настолько мощный, что в него люди летят (то есть с напряжённостью где-то в 1g, а то и больше.
Но там, куда он указывает, никакого нулевого элемента нет!

Гм. :)

Что делает стекло? Оно уменьшает скорость света. В своём объёме. И ВСЁ!
Но если сделать из стекла линзу - она сконцентрирует свет. В фокусе. ТАМ.
Хотя в этом месте - никакого стекла нет! :)


Edited at 2014-12-21 11:18 am (UTC)
Ну и что? Х'Харны, Геррны, Коркханн и прочие - негуманоиды, то есть мозг у них отличается от человеческого. Каким образом Х'Харны развили свои ужасающие способности, объясняется в высшей степени научно. Как именно работает телепатия, Гордон понятия не имеет, точно так же, как не может понять принцип работы Разрушителя или суть темпоральных экспериментов Зарт Арна. Образование у него не то. Что, кстати говоря, Гамильтон не раз удачно обыгрывает.
Не могу понять, попадает ли «Основание» Азимова. Формально, «второе основание» практикует магию, так как воздействие не объяснено
Угу, причём этот таинственный фактор — общий для белковых мозгов и позитронных (после конвергенции «Основания» с «Роботами и Империей»).
Именно.
А началась она ещё с появлением Мула, так что по цензу не проходит.
Вебера-Хуебера забыл.

Если бы я мог родить нормально проработанную магию - я бы уже давно её родил.
Так не только Хонорищу тогда - насколько я помню, в Старфайре и Алиске деФриз магии тоже не было.

Кейтдугласа еще можно, что-то меня тянет на говнище.

В Культуре тоже ничего подобного нет.
Старфайр не читал, судить не могу.
В Алиске - есть, её симбионт - чисто "магическая" тварь.
Культуру сначала хотел внести в список, потом вспомнил про "эффекторы" её кораблей и дронов - и вычеркнул.
"Космическая магия" - это категория воздействий индивидуума на окружающую среду, где взаимодействие-переносчик либо не указано вообще, либо вводится специально для обоснуя этих воздействий.

Гм. Почему обязательно именно индивидуума?

С некоторой точки зрения Зона Стругацких, к примеру - натуральное же заклятое/заколдованное место.

«Слушайте, Ричард, вам не стыдно? Вы же все-таки человек с образованием... Неужели не понятно, что, с точки зрения фундаментальных принципов, эти ваши покойники – нисколько не более и не менее удивительная вещь, чем вечные аккумуляторы. Просто «этаки» нарушают первый принцип термодинамики, а покойники – второй, вот и вся разница. Все мы в каком-то смысле пещерные люди – ничего страшнее призрака или вурдалака представить себе не можем. А между тем нарушение принципа причинности – гораздо более страшная вещь, чем целые стада привидений... и всяких там чудовищ Рубинштейна... или Валленштейна?» © :)

Да и вообще у них в Полуденном сеттинге хватает разного - ВООБЩЕ не объясняющегося. «Где взаимодействие-переносчик не указано вообще». То есть просто описываемого.

Проводим по разряду магии? :)
>С некоторой точки зрения Зона Стругацких, к примеру - натуральное же заклятое/заколдованное место.
Безусловно. А я Стругацких и не предлагал в список вносить.
У них ещё ридеры есть и Башни...
Так я и не об их включении.

А о том, что в данном случае воздействие БЕЗ индивидуума. Максимум - на него, а не им.
В плане формулировки определения. Где тут «воздействие индивидуума»? :)

Или если по другому - о чём я.

Сами персонажи Стругацких в Полдне - ни фига НЕ псионики, не маги и не волшебники. То есть вполне обходятся без магии.
Но с магией и/или её последствиями им сталкиваться/разбираться приходится то и дело.
Хотел было написать "Хайнлайн", но с ужасом вспомнил, что даже у него магия была.
Та самая "Огненная серия" - там ничего похожего на магию нет. Правда, не совсем ясно, тянет ли она на космооперу - там все же в основном про боевые флоты. Попадается в проходной боевой фантастике, вроде Орлов "Бронебойщик" (это перепевка баттлтеха). Почти весь Ефремов попадает под категорию. Весьма спорно - Дюна ("Голос" там объяснен, а вот видение будущего - нет).

А вообще, была же сказана не помню кем фраза, что на после определенного уровня технология становится неотличима от магии. Ну и Кларк писал (по сути, в ту же копилку), что идеальный робот не может иметь движущихся частей.
Ха! Эмпатия у них не псионическая а сенсорная. Т.е. они просто тонко чувствуют. Зрение фиксирует мельчайшие искажения мимических мышц, уши - малейшие колебания в голосе, обоняние - изменение гормонального состава...

Собственно, будь она "магической" - твой рецепт с самосожжением тупо не сработал бы. Подумаешь - сожгли они себя. По ТВ - нейросигнал не идет.

А вот детали звука и изображения, ультра четкие, трехмерные экраны передают весьма качественно....
Бессонов же. Это из наших. Проработанная вселенная без всякой магии (есть персонажи которые верят в мистику, но их тут же осаживают скептики-персы).
> "Космическая магия" - это категория воздействий индивидуума на окружающую среду, где взаимодействие-переносчик либо не указано вообще, либо вводится специально для обоснуя этих воздействий.

все, что в космосе летает не по циолковскому - все летает на магии;)