Татибы и космоопера

Раз уж я затронул тему татиб, решил рассмотреть их в моём любимом контексте космооперы. Какая модель межзвёздной транспортной логистики является идеальной с точки зрения каждой из татиб, позволяя наилучшим образом реализовать её ценности.

Зелёная - прыжковые двигатели из Battlestar galactica. Никаких ограничений ни по скорости, ни по препятствиям. Просто исчезаем в одном месте и появляемся в другом. С одной стороны, это позволяет поддерживать необходимый градус паранойи в обществе (враг может в любой момент появиться прямо над нашими мегаполисами), с другой - полное вымирание цивилизации становится невозможным, так как любая инструкция борьбы с неизвестной угрозой начинается с пункта "упрыгать подальше и спрятаться". Кроме того, простота прыжковых перелётов позволяет поддерживать столь любимый зелёными "лоутек-хайлайф".

Жёлтая - варп в вархаммерском смысле. Параллельное измерение, населённое демонами. Каждый перелёт - это великая битва, как правило с потерями. Причём его скорость, дальность и точность зависят от личных качеств капитана, от его власти над экипажем, от силы воли и веры в достижение цели! А воля Великого Лидера, как маяк, указывает капитану путь. The General uses warp!

Красная - "Создатель Звёзд" Олафа Стэплдона. Физического сверхсвета нет, межзвёздные ковчеги очень сложны и дороги, однако объединённые разумы могут пронизывать пространство силой мысли и общаться через миллионы световых лет. Чем просветлённее разум, чем лучше он избавлен от социальных проблем и чем большей интеграции достиг, тем лучше это у него получается.

Фиолетовая - "Ночь Всех Мертвецов" Иэна Макдональда, "Рукав Ориона". Сверхсвет (искусственные червоточины) изобретается на крайне поздней стадии развития, так как требует огромных затрат энергии и вычислительных мощностей. А до тех пор - корабли-семена, корабли фон Неймана, пастухи комет, миллионы генетически разнообразных цивилизаций в пределах одной системы... "Звёзды - не для человека" (с)

Серая - варп в стартрековском смысле. Никаких обходных путей - по прямой через космос, сгибая само пространство в три погибели. Это требует огромной энерговооружённости - но она у нас есть. Звёздные армады сходятся лоб-в-лоб, перехватывая друг друга за световые годы до цели. Побеждает тот, у кого дредноуты больше и дредноутов больше. А все, у кого энерговооружённость ниже - сидят и не отсвечивают.

Чёрная - сеть искусственных порталов. Прекрасно для торговли, для обмена информацией, для туризма - но абсолютно непригодно для звёздных войн. Чтобы отгородиться от противника, с которым ты не желаешь общаться, достаточно отключить свой портал. Чёрные не любят звёздные войны. А если враг окажется упрямым и решит прилететь к тебе на досвете - пока он долетит, сжигая остатки топлива, наша система окажется заведомо лучше укреплена и легко даст отпор паре маленьких корабликов, ведь она получает ресурсы со всей торговой империи. "Захватить укреплённую планету - невозможно" (с)
ЗЫ. Нет, я ошибся - идеальна для чёрной татибы сеть трансляторов материи.

Белая - сеть естественных порталов. Прыжковые точки, движители Олдерсона, всё такое. "Сага о Воркосиганах". Заранее известное расположение зон перехода делает логистику предсказуемой. Естественным образом выделяет доминирующие и отстающие цивилизации. Битвы за порталы проходят вдали от планет, между чисто боевыми кораблями, позволяя наилучшим образом продемонстрировать доблесть и честь. А через внезапное появление или исчезновение порталов проявляется живая воля Божества.

Коричневая
- Звёздные Врата. Сеть порталов, созданных Древними, которые, разумеется, на самом деле - наши великие предки. В космос лезть необязательно, нам там неуютно. Зато встречаясь лицом к лицу с погаными ксеносами, мы сможем сразу продемонстрировать им всё величие нашего расового духа. Пешком, твёрдой поступью, с планеты на планету. Впрочем, можно верхом - на конях или ящерах. Землеподобные планеты, разумеется, об этом тоже наши великие предки позаботились. Скафандры - это не по-арийски. А вот варвары, крушащие старую изнеженную цивилизацию - это даааа...

Оранжевая - классическое гиперпространство. Мы входим в некий иной мир и двигаемся там. Этот мир объективен (в отличие от варпа жёлтых), в нём нет никакой магии, только много математики. Каждый следующий корабль, идущий по тому же маршруту, проходит его легче (то ли действительно в гиперпространстве остаётся некий "след", то ли просто можно воспользоваться курсовыми сводками, собранными предшественником). Благодаря этому есть накатанные быстрые и безопасные маршруты, есть фронтир, где перелёты более сложны и дороги, и есть "дикий лес" для пионеров-героев, который может выкинуть тебя где угодно, хоть в другой галактике. Если маршрут долго не используется, он "зарастает" (либо размывается "след в гиперпространстве", либо просто банально устаревают курсовые данные).

Recent Posts from This Journal

  • Наброска тактики космобоя

    Пришла в голову такая схемка матчасти для какой-нибудь умеренно фантастической космички. Без кларктеха - т. е. силовых полей, лучей смерти,…

  • Нужна помощь историков и химиков

    Коллеги, помогите. У меня на ролевой игре случился косяк. Цивилизация на искусственном астроинженерном объекте срисована с Византии. Мы этой самой…

  • Вампиры + Люди Икс

    Придумался МНП (минимальный набор правил) для вампирской ролевой или цикла книг. Идеи в основном взяты из Насуверса, LoK и Мира Тьмы, только…

"Чёрная - сеть искусственных порталов"
А как же Масс Эффеки и установки Ретрансляторов - как раз для войны и приспособленные. Конечно же для войны, со стороны Жнецов для которых война никакой войной не является - а является сбором урожая...

"Чем просветлённее разум, чем лучше он избавлен от социальных проблем и чем большей интеграции достиг , тем лучше это у него получается. "
Пфф - чем больше ресурсов выделено на проект и чем лучше у них коммуникация - тем лучше результат. Самоочевидно же. Как у Ефремова - в туманности Андромеда - сверхсвета нет, а в "Часе быка " уже есть - после проведения тибетского эксперимента.
А развитость разума - и переход на новую ступень эволюции - это к ненаучной фантастики - вроде поздних Стругацких с их странниками или Артуру Кларку с конкретным "Концом детства"

Ну, чисто технически Ретрансляторы - это не порталы, а катапульты.
И да, чёрные свои порталы строят САМИ, а не используют чьи-то. Именно это и подразумевалось под искусственными. "Досталось от сверхцивилизации" - это уже коричневые.

А "Бесконечная война"? Природные коллапсары, до которых надо ковылять на субсвете?

"Природные коллапсары" - идеал белых, "ковылять на субсвете" - фиолетовых и красных, так что смесь.
Серая нам и предстоит. И это не только Трек, это и ЗВ тоже.
Ни фига, в Звёздных Войнах гиперпространство - движок оранжевой татибы.
Да разве? Летают напрямик, энерговооружённость требуется огромная. Перехват возможен даже из гиперпространства и прочие прелести Больших Флотов.
Желтых и черных, имхо, нужно поменять местами.
Желтым не нравятся умничающие мутанты, считающие себя выше остальных только на том основании, что могут то, что не могут другие. Им не нравится, что чувак, вызвавший неудовольствие Хана может сбежать, а не убить себя/своих близких, как ему приказано. Напротив, идея единой портальной системы, до пользования которой допускаются Те, Кому Положено, по которой быстро идут сообщения и войска из столицы в провинцию и наоборот - желтым близка
Черным, напротив, не хочется платить таможенный сбор со своего кораблика владельцам портала, а тем более терпеть перекрытие портала каким-нибудь государством. Нет, владелец космического судны должен быть автономен, полагаться на свои ум, волю и благословение Невидимой Руки Архитектора Судеб
Если мы говорим об истолковании жёлтой татибы по Гесту - то да, безусловно.
Но у меня немного иное понимание этой татибы.

>Желтым не нравятся умничающие мутанты, считающие себя выше остальных только на том основании, что могут то, что не могут другие.
И да, в идеальной жёлтой транспортной системе нет ни Навигаторов (умничающие мутанты им и правда не по нраву), ни полей Гелллера. Они ходят в варп только на собственном пафосе. Как Космические Орки.

>Черным, напротив, не хочется платить таможенный сбор со своего кораблика владельцам портала
Почему же? Владелец портала вложил в его строительство деньги, естественно, что он хочет их отбить. Для чёрных копирайт священен.
Заметим, что главная героиня Рэнд - не автомобилистка, а владелица железнодорожной компании. Да и вообще все атланты - не лавочники, а миллиардеры. Крупный бизнес в их системе отсчёта ценнее мелкого лавочника.

>а тем более терпеть перекрытие портала каким-нибудь государством.
Это да, но если государство будет часто перекрывать свои порталы - грузопоток пойдёт через частные, а государство останется на бобах. Это и есть Невидимая Рука Рынка.
//Чёрная - сеть искусственных порталов. Прекрасно для торговли, для обмена информацией, для туризма - но абсолютно непригодно для звёздных войн. Чтобы отгородиться от противника, с которым ты не желаешь общаться, достаточно отключить свой портал. Чёрные не любят звёздные войны. А если враг окажется упрямым и решит прилететь к тебе на досвете - пока он долетит, сжигая остатки топлива, наша система окажется заведомо лучше укреплена и легко даст отпор паре маленьких корабликов, ведь она получает ресурсы со всей торговой империи. "Захватить укреплённую планету - невозможно" (с)//

Хм. Тут не соглашусь.

Во-первых, это сильно зависит от того, как трудно построить/доставить портал. Например, что, если пресловутый "враг на досвете" несет портал на своем досветовом кораблике - и как только он прибудет в систему, то немедленно развернется и выпустит армаду супердредноутов?

Во-вторых, встает вопрос "как легко защищать портал?" Да, с одной стороны - сам факт наличия портала делает направление атаки противника предсказуемым. Но с другой стороны - чтобы эффективно реализовать это преимущество, защитники системы должны синхронизировать орбиты с порталом, что делает уже ИХ предсказуемыми. Атакующий запросто может воспользоваться этим, посылая через портал ракеты и дроны с пролетной траектории: ЕГО силы подвижны и их положение непредсказуемо, в то время как защитники неподвижны и их положение предсказуемо. В итоге защитники либо будут уничтожены бомбардировкой, либо вынуждены начать двигаться - и потерять преимущество позиции.
Пример вселенной, где порталы искусственные но межзвездная война возможна - "The Human Reach" Джона Лампкина. Кстати, ОЧЕНЬ хардовая sci-fi.

Средством сверхсветового перемещения там являются искусственные червоточины. Один конец которой размещается в исходной системе, а второй медленно доставляется (это важно!) досветовыми кораблями-роботами. По соображениям энергозатратности на поддержание, максимальный диаметр червоточины - 40 метров.

Т.е. ситуация такова, что:

1) Уничтожать порталы КРАЙНЕ невыгодно. Уничтожение портала прерывает связь между двумя системами до тех пор, пока не притащат новый (что займет несколько десятилетий). Поэтому защитники портала априори будут проявлять осторожность рядом с ним.

2) Основной способ атаки защищенного портала - это пулять через него плотными ракетными залпами, давая ракетам "выгореть" еще на подлете и пройти портал на максимальной относительной скорости. Защитники ставятся перед дилеммой:

- Рассредоточиться, отойти от портала - в таком случае эффективность ракетных залпов резко снижается (т.к. увеличивается подлетное время и вероятность перехвата), но и эффективность обороны значимо снижается, т.к. портал оказывается вне радиуса наиболее эффективного обстрела.

- Оставаться рядом с порталом - и "ловить" ракеты десятками, потому что положение защитников легко предсказуемо, а времени на перехват у них очень мало.
Если защитники системы контролируют портал, им его не нужно оборонять - достаточно просто свою сторону выключить.
Насчёт "атакующим привезти свой портал".
Во-первых, на пролёте ничего выпустить нельзя - чтобы тоннель сформировался, входной и выходной порталы должны быть более или менее (с разницей не более сотни км/сек) неподвижны относительно друг друга. То есть буксиру с порталом придётся тормозить, так что он выдаст себя защитникам системы своим выхлопом - и будет беззащитен, пока не оттормозится полностью.
Во-вторых, "армаду супердредноутов" сразу не пропустишь. В среднем где-то "портал, способный пропустить корабль на N тонн, вместе с реактором, питающим такой портал, весит XN тонн", где X всегда заметно больше единицы.
А корабль, способный привезти такой портал, будет весить уже YXN тонн, причём с учётом формулы Циолковского для межзвёздных перелётов - Y будет просто чудовищный. И обойти формулу Циолковского за счёт подкачки топлива через портал в полёте - нельзя, потому как "во-первых" - правило синхронизации всё ещё работает.
Можно, конечно, привезти маленький портал, через него протолкнуть детали портала побольше, собрать, через тот - детали портала ещё побольше, пока не развернём портал для супердредноутов. Но всё это далеко не мгновенно и у защитников системы будет куча способов помешать такой сборке.
*подумав*
Зеленым, пожалуй, прыжковые двигатели из БСГ тоже не совсем подходят. Когда над головой в любой момент может возникнуть вражеский флот - разумный человек предпочтет сам жить на корабле, а там и до фиолетовой ереси (по меркам зеленых) недалеко. Зеленым может больше подойти джамп из ЗХГ-ЗТ. Фиксированное расстояние прыжка, после него корабль должен восстанавливать боеспособность, причем с человеческой помощью (в человека нужны не только волшебные способности, которые и мозги в банке дадут, но и умелые руки)
Хммм... тоже верно.
Насчёт "жить на корабле" я как-то не подумал. А ведь это самый очевидный способ защиты (и в том же БСГ очень хорошо показанный - собственно, именно это они и делают весь сериал).
Джамп (если перезарядка недолгая) от бсг-шного привода мало чем отличается, а если перезарядка долгая - не обеспечивает должного градуса паранойи.
Вообще очень экзотичная должна быть транспортная модель, где для защиты от врага нужно чего-то НЕ делать (и другим не позволять).
Разве что тот же передатчик материи и ваховский варп достаточно близки к этому, но они уже заняты...