Легенда забыта старинная та...

Кстати, а вот у меня одного крутятся в голове странные ассоциации между двумя рок-операми:
«Последнее испытание» Антона Круглова и Елены Ханпиры
«2032: Легенда о несбывшемся грядущем» Виктора Аргонова

Очень уж много у них пересекающихся ассоциаций.
Главный герой - предельно крутой мужик (ПКМ) - достигший максимума могущества, доступного смертному, но желающий большего, божественного могущества, чтобы переустроить мир по своим понятиям, так как его не устраивает количество страданий в мире существующем.
Первая партнёрша ПКМ - божественная баба (ББ) - владеющая тем самым божественным могуществом, но связанная ограничениями. В силу этого непрерывно троллит ПКМ и подвергает сомнению его цели.
Вторая партнёрша ПКМ - небожественная баба (НББ). Добрая и наивная девочка, идеалистка, влюблённая в ПКМ и готовая ради него пожертвовать жизнью. ПКМ, однако, видит в ней отражение ББ, что существенно усложняет отношения.
В итоге НББ таки приносит себя на алтарь, а ПКМ её вольно/невольно предаёт (правда в ПИ было сначала самопожертвование, потом предательство, в ЛоНГ порядок обратный). Доведённый до отчаяния этим крахом отношений и непрекращающимся троллингом ББ, ПКМ пытается перестроить мир к лучшему, но в итоге получается только его уничтожить. На руинах мира ББ делает невинную моську, притворяясь, что она здесь вообще ни при чём, и поёт издевательскую песню на тему "почему ты отстой", которая завершает композицию.

Интересно, что в ЛоНГ полностью отсутствует аналог Карамона (и потому, вероятно, отсутствует альтернативная концовка с хеппи-эндом, хе-хе) - хотя он бы в атмосферу сеттинга прекрасно вписался. Красный командир, любимец публики, герой войны в Иране... Вообще ЛоНГ гораздо более "камерная", там по сути всего трое персонажей и есть (не считая призрачного Соколова). В ПИ есть ещё великолепный Король-Жрец (хотя Милиневский отчасти и его фигуру в себе воплощает, не только Рейстлина - "Харизматическим политикам сегодня нельзя быть от народа далеко"). Конечно, понятно, почему - у ПИ тайминг 2:19, а у ЛоНГ всего 1:28, в лишних сорок минут много чего влезло. Но всё равно, как было бы здорово получить более развёрнутую, "романную" версию той же истории...
Имею мнение, что в ЛоНГ ББ именно что старалась самоубиться и отомстить, за то что ее искалечили.
А в ЛоНГ было самопожертвование? Я что-то упустил.
Стационар же
"Светлана: Я знала, что вы придете. Но только теперь уже, наверное, поздно...
Миленевский: Поздно?
Светлана: Ну я же скоро умру... так... надо.
Миленевский: Что ты говоришь?
Светлана: Ну это же ничего, когда-нибудь, через сотни, через тысячи лет, люди смогут вернуть к жизни всех, когда-либо живших. Ведь так же? И там мы сможем быть вместе. Ведь, коммунизм, это когда каждый человек будет любить каждого. Ведь это правда?
Миленевский: Правда. Наверное, правда. Но... воскрешение? Все эти псевдорелигиозные Фёдоровские идеи. Это невозможно.
Светлана: Я знаю, что так должно быть. Мы будем вместе там, ведь мы не можем быть вместе здесь... И поэтому, я должна..."
Всё это я знаю ,я должна умереть.
Это не самопожертвование, это самоубийство на почве неразделенной любви.
Ситуация с Кирсанией была совсем другая. Она принесла себя в жертву, чтобы спасти Рейстлина. Результативно. А Рейстлин перешагнул через ее тело руководствуясь мотивацией уровня "просто потому, что я мудак и мне плевать на твои чувства, когда ты мне больше не нужна". Разительный контраст со сценой из ЛоНГ.
Да нет, здесь тоже принесла себя в жертву, потому что прекрасно понимала, как скажутся на репутации Милиневского отношения со школьницей. Это было бы хуже, чем у Клинтона с Левински.
Тем не менее, важная разница в том, как это воспринималось с точки зрения ПКМ, и как он в этой ситуации показан. Рейстлин перешагнул через тело Кирсании с запредельным цинизмом. Даже не подержал ее за ручку пять минут, когда это было чистой формальностью и уже ни на что не влияло, зато в течении этих минут прочел ей лекцию на тему "почему ты отстой". Резюмируя: "Ты была полезна, теперь мешаешь. Мне не сложно вырвать тебя из сердца".
В результате, избранные Рейстлином средства наложили такой отпечаток на его цель, что он не смог воспользоваться плодами победы (Гест бы сейчас сказал слово "Восток"). В альтернативной концовке - вынужден отказаться, поняв, что оно того не стоит.
А вот Милиневскому было сложно. Он напряг врачей, чтобы подогнали криокамеру, он всю обратную дорогу думал о вечном и в итоге решился на риск, на который иначе бы не пошел. Хотя, в отличии от Кирсании, с которой Рейстлин что-то да прошел, и без которой у него вообще ничего бы не получилось, здесь это просто школьница, мимолетная виденье, посетившее героя раз в жизни. Поэтому смысловая нагрузка эпизодов совершенно разная, и их сравнение притянуто за уши. Вы же не хотите в самом деле утверждать, что "Отречение" = "Несбыточный свой путь".
Так это тоже попытка спасти "по интенции". То что Светлана не до конца просчитывала последствия и не получила результат,который желала, к делу не относиться. Сама -то она явно воспринимала эту ситуацию не как " Он меня не любит пойду утоплюсь в пруду", а "своей смертью я спасу любимого от бремени влечения и долга" (плюсом поскольку она еще и олицетворение АСГУ там возможно подсознательное желание откатить ситуацию к чисто машинной логике, снять этическое противоречие путем отказа от человеческого модуля).
Тем не менее, важная разница в том, как это воспринималось с точки зрения ПКМ, и как он в этой ситуации показан.
Это то, да безусловно Малиновский воспринимает и реагирует на поступок Светланы разительно иначе, чем Рейстлин на поступок Крисании,что естественно. Первый, в сущности, хороший человек, только запутавшийся и уставший от бремени власти и ответственности, второй, почти дошедший до края, социопат и циник. Однако повторюсь, с моей точки зрения, для квалификации поступка как самопожертвования важны только намерения самой героини. Удалось/ не удалось, как воспринято окружающими/и воспринято ли, на квалификацию поступка как героического не влияет.
Контекст поступка и его восприятие окружающими очень сильно влияет на место, которое он занимает в сюжете. Кирсания своим самопожертвованием никак не повлияла на развитие персонажа, только на раскрытие. В ЛоНГ это было развитие персонажа, именно под влиянием смерти девочки Малиновский принял окончательное решение. Это одна из причин, по которым в ПИ нужен Карамон для альтернативной концовки, а в ЛоНГ что-то подобное не впишется. Потому что именно встреча с Карамоном - это "хороший" способ создать момент, когда Рейстлин ломается. Женщины женщинами, а когда твой родной брат, до этого абсолютно тебя принимавший, со всеми твоими загонами, хочет тебя убить, это серьезный повод задуматься, что ты делаешь не так.

И, кстати, да, сравнение Малиновского с Рейстлином тоже немножко натянутое, потому что на определении "предельно крутой мужик" их сходство заканчивается и начинаются различия.
но желающий большего, божественного могущества, чтобы переустроить мир по своим понятиям, так как его не устраивает количество страданий в мире существующем." Здесь просто АПЛОДИРУЮ стоя.ЧРЕЗВЫЧАЙНО РАД,что хоть кто-то это понимает. За Малиновского и особенно за Рейстлина. Я убил много нервных клеток, доказывая поклонникам DL,что мотивация мага вовсе не сводилась "ВЛАСТЬ, АБСОЛЮТНАЯ ВЛАСТЬ...!" хриплый смех и классические молнии прилагаются:) Тем более,что в ТЕКСТЕ прямо есть (разговор с Крисанией в Башне о целях, с демонстрацией по местному аналогу ТВ Кринна:), та и слова АВТОРА. Но всё бестолку.
По Малиновскому
Я верю, что настал великий час,
И вспыхнувший конфликт мультилокальный,
Не ровен час, со временем для нас
Вдруг обернется революцией глобальной!
Но даже если мысли эти - бред,
Война нам шанс рывка предоставляет,
Так пусть же алым знаменем рассвет
Над миром этим старым воссияет!" Великий час

Миленевский: Ты всё упрощаешь, ты мыслишь вульгарно,
Ты сводишь всё к личному счастью людей.
АСГУ: Ты сам декларируешь счастье народов
Как высшую цель без разбора путей.
Миленевский: Твой максимализм здесь едва ли уместен -
Конечно, мы счастья народам хотим," Узел

ЕМНИП Виктор Аргонов такую трактовку мотивации Малиновского прямо не опровергал.
Нууу...
По Рейстлину - это ошибка для зрителя простительная, там действительно нужно тщательно выцеплять мотивацию, чтобы правильно понять фразу "всё будет по-другому, когда я стану богом". Её в принципе можно интерпретировать и как "я тогда ух! всем покажу!" - скажем так, Рейстлин даёт для этого много поводов.
Разговор с Крисанией тут не аргумент, поскольку там Рейст ей целенаправленно лапшу на уши вешает.

Но в ЛоНГ то же самое даётся открытым текстом! КАК можно иначе понимать мотивацию Милиневского?

За что же мы ценим мир
Что в чувствах дается нам
Ведь он не всегда, отнюдь
Подобен прекрасным снам

А может она права?
Лишь в радости смысл всего
И если наш мир лишь боль
Нам бросить пора его

И дальше ЕЩЁ прямее, что называется, для самых тупых:

Мир, где есть боль
Утратил право жить так как жил
Он должен стать другим
Иначе его жизнь не стоит наших сил
По Рейстлину - это ошибка для зрителя простительная, там действительно нужно тщательно выцеплять мотивацию, чтобы правильно понять фразу "всё будет по-другому, когда я стану богом". Её в принципе можно интерпретировать и как "я тогда ух! всем покажу!" - скажем так, Рейстлин даёт для этого много поводов.
Разговор с Крисанией тут не аргумент, поскольку там Рейст ей целенаправленно лапшу на уши вешает."
Нет, в том то и дело,что не вешает, в кои -то веки:) Причем, к знакомым с Мюзиклом вопросов нет, по Мюзиклу может быть не правильно понято, но фанаты -то книги должны знать:) Но и у них эта ошибка постоянно:)
То, что Рейстлин не лгал о своих намерениях и целях подтверждают слова Маргарет Уэйс (комментарии к Аннотированным Легендам) Особенно важен первый к странице 179 , прямо содержащий отсылку к происходящему в 11 Главе.

While Par-Salian is into something here, he is still misjudjing Raistlin. Raistlin did not learn compassion. On the cotrary, it is the compassion that is ft the very heart of Raistlin's ambition. Treated as "weakling" as a child and constantly overshadoved by his brother, Raistlin developed a great empathy and compassion for the "underdog" of the world. This is why he was so kind to Bupu but so cruel and dismissive to others. This cjmpassion is also the root of Raistlin evil. He champions the downtrodden, but this has twisted into hatred for the strong and powerful. This is why he gave Crysania the vision of the downtrodden back in Chapter 11. Hence his comment to Crysania: "We are not so very different " Raistlin is thus more of the tragic hero rather than a classical hero or villain. " Комментарий Маргарет к 179 странице.

"Yet Raistlin obviously does care. Despute his many faults, these is no question that Raistlin has great sympathy for the weak and downtrodden" Комментарий к 722 странице

" Thus paragraph sums up much Raistlin's character. His greatest motivation - in fact the one above all others that so drives his lust for power - is his pity fjr weakness" Комментарий к 809 странице.

2. По Малиновскому я согласен, не знаю как еще можно прочитать иначе. Но ведь читают! СССР в целом и Малиновский в частности только и мечтал утопить мир в ядерном огне из за своих идеологических догм и прочее.
Имперская красная машина и прочие. Я сам люблю брутальность Red Alert и Империю ЗВ, но все равно притягивать Легенду о несбывшемся грядущему не комильфо. Там совсем не такой пафос как в Красной Угрозе:)

Edited at 2017-12-17 10:18 pm (UTC)
Нууу... Таки Рейстлин из мюзикла и Рейстлин из книги - это два разных Рейстлина, за последнего судить не берусь. Я именно про первого, безотносительно к знанию литературного контекста.
Рейстлин из мюзикла и Рейстлин из книги - это два разных Рейстлина, за последнего судить не берусь." Безусловно. Но в данном конкретном случае, на мой взгляд, образы совпадают:) Мне интересно было бы послушать ход рассуждения , как чисто из мюзикла вычленить", там действительно нужно тщательно выцеплять мотивацию, чтобы правильно понять фразу "всё будет по-другому, когда я стану богом"." не заглядывая в ответ( т.е в первоисточник) Еще раз браво!
Попробую вкратце.
Во-первых, если посмотреть на всю стратегию Рейстлина в мюзикле, видно, что он никогда не лжёт.
Обманывает - да, сколько угодно. Не договаривает, вводит в заблуждение, манипулирует - да. Но ни одного слова прямой лжи он за весь мюзикл не говорит.
Поэтому если он говорит, что "преисполнен жаждою отмщенья за гибель бедной матери своей, за сотни душ, загубленных и падших" - значит, действительно преисполнен, и это не только личное. "Сотни душ" это явно не только его личные знакомые.
Во-вторых, мелкий штрих - зачем Рейстлин присылает Карамону письмо "у меня нет брата"? Мы видим, что Карамон ему оказался очень полезен - и в Истаре, и после. И позже, когда Карамон подслушивает его разговор с Такхизис и уходит, реакция Рейстлина "Так ты всё слышал? Что ж, тем лучше". Зачем Рейстлин пытался держать брата вне игры? Я вижу только один обоснуй - он хоть по-своему, но о Карамоне заботился.
В-третьих, во "Властелине ничего" показательный момент: Еще не поздно решить проблему. Взять мажорный аккорд, красивую тему, Не поздно жить без фальши, создать новый мир лучше, чем раньше. Как-то непохоже на разочарование несостоявшегося тёмного властелина "Эй, а кем же я теперь буду править?"
По Рейстлину. Сначала ключевой текст разговора с Крисанией (11 Глава Час Близнецов)
"Да? - спросил Рейстлин. На этот раз голос его был бесстрастным. - Разве честолюбие - зло? Разве может быть злом власть, способная управлять и сдерживать другое зло? Если это так, то боюсь, госпожа Крисания, что ты, вслед за мною, можешь сменить свою белую одежду на черную мантию.
- Как ты смеешь? - вскричала Крисания, не помня себя от гнева. - Я никогда не...
- Но ты делала это, - пожимая плечами, спокойно перебил ее Рейстлин. - В конце концов, ты бы не прилагала столь значительных усилий, чтобы добиться ведущего положения в иерархии своего Братства, если бы тебе это было безразлично. Тебя толкало к этому все то же честолюбие, все то же стремление к власти.
Теперь уже маг наклонился вперед в своем кресле.
- "Мое назначение - это великое дело, которое мне предначертано совершить! Моя жизнь не такая, как у других!" Разве не говорила ты себе подобные слова? Разве не считала ты в гордыне своей, что сидеть и смотреть, как жизнь проходит мимо, - удел других? Разве не мечтала изменять ее по своему разумению, разве не хотела ты управлять ею?
Крисания, которую горящий взгляд Рейстлина удерживал на месте, не могла ни пошевелиться, ни сказать хоть слово в свое оправдание. "Откуда он знает? - спрашивала она себя. - Как сумел он прочитать, подслушать сокровенные тайны моего сердца?"" (Час Близнецов, страница - 172).
"Скорее всего, Рейстлин был прав. Она действительно не узнавала эту улицу и часть города. Здесь было грязно, темно, повсюду валялись отбросы и нечистоты, так что она почти почувствовала их тошнотворный запах. Утреннее солнце не освещало улиц, над которыми нависали дома такие ветхие, что, казалось, у них нет больше сил стоять прямо. Теперь Крисания догадалась, что это за строения, - она видела их с другой стороны. Это были лабазы, в которых хранилось все, от зерна до бочонков с вином и элем. Но как же жутко они выглядели сзади и как благопристойно со стороны фасада! И кто эти грязные, изможденные люди?
- Они живут здесь, - ответил Рейстлин на ее невысказанный вопрос.
- Где? - в ужасе переспросила Крисания. - Здесь? Но почему?
- Они живут там, где могут. Они, как черви, прогрызают свои ходы в живом сердце города и питаются его отходами. Что касается вопроса, почему... - Рейстлин пожал плечами. - Им больше некуда пойти.
- Но это ужасно! Я скажу Элистану. Мы поможем им, дадим денег...
- Элистан знает, - спокойно сказал Рейстлин.
- Не может быть! Невероятно...
- И ты тоже знала, госпожа. Если не об этих лабазах, то о других местечках вашего прекрасного города, которые на деле не были такими уж прекрасными.
- Я ничего... - возразила было Крисания, но осеклась. Воспоминания нахлынули на нее. Она увидела, как ее мать отворачивается от окна, когда они проезжали в своей карете по задворкам города, как рука отца поспешно задергивает плотные занавески и как он приказывает кучеру ехать другой дорогой.
Между тем изображение в шаре заволоклось дымкой, взвихрилось и исчезло, а на смену ему уже торопилось другое, потом еще и еще. Крисания с болезненным любопытством и томительной мукой следила за тем, как маг срывал перед ней блестящий фасад красавца города, обнажая его кровоточащие язвы и гнилую сердцевину. Она видела кабаки, публичные дома, игорные притоны, верфи, доки... и везде перед потрясенной жрицей вставали картины порока и нищеты. Она не могла больше отворачивать лицо, не смогла спрятаться ни за какие занавески. Рейстлин ткнул ее носом в безысходность и нищету, в голод и болезни, в пороки и неприкаянную старость.
- Нет, - взмолилась Крисания и отпрянула от стола. - Не надо больше, прошу...
Но Рейстлин был неумолим. Краски шара снова засверкали ослепительной радугой, и они покинули Палантас. Глаз Дракона понес их по всему континенту, и повсюду Крисания видела отвратительные и страшные картины. Овражные гномы, отвергнутые своими сородичами, прозябали в грязи и нищете, заняв те области Кринна, на которые никто не покушался из-за их никчемности и очевидной непригодности для жизни. Она видела людей, страдающих от голода и жажды в землях, на которые обрушилась засуха. Она видела диковатых эльфов, порабощенных своими соплеменниками. Видела жрецов, использующих свое влияние и власть, чтобы скопить несметные богатства, и обманывающих тех, кто простодушно доверял им.
...
Крисании ужасно захотелось, чтобы Элистан был сейчас рядом с ней. Он бы понял, он знал бы, какими словами возразить магу! Крисания ни минуты не сомневалась, что всему тому, что она увидела, должно быть какое-то объяснение. Все эти страдания, все зло, которому она стала свидетельницей, просто не имело права существовать. Крисания почувствовала себя опустошенной и молча обратила взгляд к огню.
- Мы не такие уж разные. - Голос Рейстлина донесся до нее словно из очага.
- Я живу в Башне, полностью посвятив себя своей науке. Ты живешь в своем Храме, и твое занятие - вера. Весь остальной мир вращается вокруг нас.
- Н
- Именно об этом и предупреждал меня Паладайн в моем сне! - воскликнула она и крепко сжала ладони на своих коленях. - Твой план изменения мира приведет его к гибели. Ты не должен, не должен осуществить его! Паладайн...
Рейстлин нетерпеливо взмахнул рукой, и глаза его сверкнули. Крисания отпрянула, ощутив его обжигающий гнев.
- Паладайн не остановит меня, - сказал Рейстлин. - Не остановит, поскольку я собираюсь сразиться с его главным врагом.
- Хочешь, я объясню? - предложил Рейстлин. (Час Близнецов, страницы 175 -177)