В мрачном мире далёкого будущего...

Вы, люди, хороши на войне, потому что рассматриваете её как религию. Мы хороши, потому что рассматриваем ёе как бизнес. Вопрос в том,как посмотреть.
Генерал Харгир, сын Бронда, оплот Грубен


Не знаю, как там у скватов (их так и не доработали), а подумалось мне, что для многих фракций Вахи, война - это что угодно, только вовсе не война. В смысле, решение типично военных задач там отступает на второй план - и первую скрипку играют навыки, которые с человеческой точки зрения военными и не назовёшь.

Для Тау война - это вопрос снабжения. Это едва ли не единственная фракция в вахе с нормальным серийным производством. Смог изготовить достаточное количество оружия и доставить в нужную точку - победил. Нет - будь добр хотя бы грамотно организовать эвакуацию. Логистика, логистика и ещё раз логистика.

Для тиранидов война - это сбор ресурсов. Соответственно, лучшим командиром у них будет не реинкарнация Жукова, а реинкарнация председателя колхоза. Для них не стоит вопрос выживания (потому что жизни отдельных особей роя ничего не значат), для них не важна сама по себе победа - затрать достаточно биомассы и ты победишь всегда. Опция "завалить врага мясом" активна по умолчанию. И вопрос транспортной логистики, актуальный для тау, здесь тоже не стоит - у них флоты небо закрывают. Вопрос лишь в том, чтобы в процессе сбора ресурсов затратить меньше органики, чем от этого сбора получено.

А для хаоситов война - это вопрос политики, дипломатии и торгов. Призови из варпа достаточно демонов, продай им достаточно душ, и ты опять же победишь всегда. Вопрос в том, чем ты потом с "союзниками" будешь расплачиваться - такая победа может оказаться хуже поражения, если ты в серьёзном долгу у Тёмных Богов. Основные потери сил Хаоса - небоевые. Искусство войны (тм) не в том, чтобы хорошо махать цепным мечом (хотя для кхорнитов и некоторых слаанешитов как раз в этом). А в том смысле, чтобы получить от покровителей побольше, а отдать им за это поменьше. И да, в этом смысле Абаддон - идеальный хаоситский воитель. При всех его фейлах.

Ну, то что для эльдар война - это путь обмана - не подчёркивал только ленивый. Это многократно обыгрывалось и в каноне вахи. Выигрывает не тот, у кого лучше войска или лучше управление ими - а тот, кто знает, где и когда эти войска лучше применить. Стратегия непрямых действий - наше всё.

А теперь попытайтесь представить игру, которая бы это отображала. Хоть компьютерную, хоть настольную. Где игрок за Тау играет в экономическую стратегию, за тиранидов - в Майнкрафт, за Хаос - в симулятор свиданий, за эльдаров - в квест, за Империум - в драматическую визуальную новеллу с кучей бэд-эндов, за тёмных эльдар - в MMORRG с фармингом и PvP. И только игроки за некронов честно режутся в RTS.
Вот поэтому ни одна игра ваховский бэк не отображает и близко.
Я играл в настольную ваху-40К. За тиранидов. давно - по 4й редакции. и должен сказать - для тиранидов война это связь. Как только вся эта толпа биомассы выходит за пределы синаптического поля - все неразумные юниты либо убегают либо стоят и тупят) поэтому для тиранидов война - это связь. передать сигнал может либо сам тиран - но это заставляет держать основные юниты в некоем радиусе вокруг него - что не дает растекаться мысью по древу и проводить широкие обходные маневры. а тиран на поле один,максимум два. еще синаптические создания - воины, но они уязвимы и противник первым делом пытается их отстрелять - что ему обычно удается...Короче это не колхоз а офис компании сотовой или спутниковой связи...
На поле - да, безусловно.
Но в масштабах флотов и планет у них, насколько я знаю, проблем со связью нет, коммуникационных юнитов хватает. А результат отдельного сражения в поле как раз мало что определяет - "ну подумаешь, нам вырезали три тысячи особей, вышлите ещё десять тысяч".
Так и в колхозе за всеми глаз да глаз нужен. Только отвернулся, так трактористы уже солярку сливают вместо вспашки, пастухи с доярками стадо бросают и сразу в лес, а все вокруг пиздят что плохо лежит.

У тёмных эльдаров же вместо политики сплошные интриги и грызня за души в промежутках между редкими набегами. Сочетание весёлой фермы с симсами.
А для Орков это хобби и национальное развлечение. Я так даже сходу затрудняюсь назвать игровой жанр, где результат не важен, важен только процесс. То есть разумеется, во всех играх так, по сути, независимо от жанра, но всё же там есть какое-то понятие выигрыша...
Существует Endless, где за разные фракции упор делается на разные вещи. Не то чтобы они играли в разную игру, но отличия в геймплее существенные. Есть фракция, которая не умеет объявлять войну, но делает больно иначе. Есть фракция, которая имеет только один город. И хотя в принципе все могут победить всеми способами, для каждой фракции есть тот, которым это будет сделать проще.
Нет. Для эльдар война - это психотерапия. Об этом написано очень подробно в соответствующей трилогии о путях эльдар (Торпа?). У кого в душе проснулась тяга поманьячить по углам - идут в партизанский тип, кто-то любит пострелять издалека из снайперки, кто-то повонзацца с мечами, а потом, исчерпав соответствующие потребности - перейти на какой-нибудь путь поэта или путь служения. Это связано с тем, что технологии эльдар позволяют им особо не бояться других рас, главная угроза их цивилизации, как показало Падение - в собственных душах. Поэтому вся их жизнь - это комплекс аскетики с психотерапией. Как не стать совсем уж роботами, сохранить богатство чувств и в то же время держать их под жестким контролем. На экзархов, застрявших на пути воина, смотрят едва ли не с жалостью и страхом. Собственно, в этом и ответ на вечный вопрос об "эльдарской артиллерии и авиации" (с).
>Это связано с тем, что технологии эльдар позволяют им особо не бояться других рас
Угу, особенно тиранидов и некронов - ну совсем не бояться.

>главная угроза их цивилизации, как показало Падение - в собственных душах.
Да нет, это БЫЛА она в душах. Десять килолет назад.
Сейчас (то есть на момент сороковника) проблему этой угрозы научились боль-мень решать. Методы не без недостатков, конечно, бывают и дыры, но в целом оно работает.
И нет - война для них не является необходимой частью этого решения. Если все враги эльдар вдруг как-то разом исчезнут, они не начнут воевать друг с другом, чтобы поддерживать Путь воина. Найдут другие Пути.
Актуальная в сороковнике для них проблема совсем другая - то что они вымирают. Банально рождается меньше, чем погибает. Поэтому вся их стратегия (именно стратегия, не тактика) направлена на максимальную экономию личного состава.
Мне вспомнилось, как давным-давно то ли в "Игромании", то ли в ЛКИ предлагали концепт стратегии про Гражданскую войну в России с упором на дипломатию и непрямой контроль. Красные должны бороться с оппозицией в партии, белые - дипломатить с Антантой, и у всех войска периодически принимают самостоятельные решения вроде "не будем ждать момента, идём в атаку сейчас".

То же самое по Вахе - это было бы обалденно. Только довольно нетипично с учётом того, что от сеттинга ждут стометровых роботов, цепных мечей и "ЗА ИМПЕРРРРАТОРААААА!!!", а тут получится нечто с глубоким психологизмом персонажей и логистическими расчётами в экселе.
Мрачное замечание чуть-чуть не в тему поста, но по фразе: "Вы, люди, хороши на войне, потому что рассматриваете её как религию. Мы хороши, потому что рассматриваем ёе как бизнес". Это точно ближе к будущему (как религию), потому что у людей в реальности пока главенствует тема "кому это выгодно".
Да, безусловно. Это об Империуме сорокатысячника, коий есть теократия высшей пробы. Кстати, скваты (которым принадлежит цитата) тоже потомки современных людей, только шли другим эволюционным путём.
Спасибо! Очень интересные размышления по бэку Вархаммера 40 000.
Оооох. Вы не пробовали бэк читать, извините?

UPD: То есть, я понимаю, что это прозвучало грубо. Но достаточно открыть кодекс Имперской Гвардии, а рядом открыть кодекс Тау, чтобы черным по белому прочитать, какая армия решает логистические головоломки на полквандранта, а какая вынуждена решать текущие проблемы минимальными силами (потому что воевать надо везде, а армия маленькая). Стиль войны, который вы приписали Тау - это стиль войны Имперской Гвардии как он есть, в чистейшем и незамутненном виде.
Ну и да, это Тау-то "единственная фракция с нормальным серийным производством"? Описание миров-кузниц помните?

Во что играют Тау? У Тау мало войск. Реально _мало_, потому что самих Тау очень мало (эльдаров как расы больше, чем Тау), они вынуждены активно использовать расовые войска и дронов. Поэтому Тау играют в РТСку новой волны, типа Company of Heroes - есть ограниченное количество войск, больше не будет, задача выиграть кампанию с минимальными потерями, потому что потом будет еще одна.

Во что играют тираниды? У тиранидов вообще нет ценности отдельного юнита (технически даже в некотором роде наоборот, каждый юнит в поле - это сниженное количество ресурса, который можно было бы пустить на что-то более полезное). Поэтому тираниды играют в РТСку старой волны, типа C&C. Толпы, толпы и толпы юнитов, которые производятся прямо на месте из специального здания, а по полю бегают харвестеры и собирают биомассу. Поскольку в нормальном случае планета - система (с прилетом-то флота-улья) закрытая, биомасса оттуда все равно никуда не денется. Задача - убить всех врагов, не считаясь вообще ни с чем (в следующей миссии юнитов все равно заново строить).

Во что играет Имперская Гвардия (и Империум, когда Империум выступает как единая фракция)? У Имперской Гвардии как у фракции бесконечные ресурсы, поэтому они играют в экономическую стратегию, решают логистические задачки по доставке в точку А нужного количества полков и обмундирования и организационные задачки работы всего этого вместе. Удалось - победа (рано или поздно), нет - нет.

Во что играют эльдары крафтворлдов? У эльдаров очень дорогие в использовании войска, поэтому они играют в индирект-контроль, типа Маджести - обеспечивают присутствие на поле героев и то, чтобы герои решали проблемы эльдаров.

Во что играет Космодесант? Космодесант играет в тактическую РПГшку. Собственно, у нас есть DoW2, вот в это космодесант и играет. Задача - максимально эффективным образом использовать квирки каждого конкретного бойца.

Во что играет Хаос? Хаос играет в глобальную стратегию. Менеджмент метаресурсов и управление множеством конфликтов в разных точках карты. Это не симулятор свиданий, это Diplomacy (https://en.wikipedia.org/wiki/Diplomacy_(game)), или любимый гестов Dice Wars, только с живыми игроками. Задача - развернуть карту так, чтобы она играла на тебя, а не на того парня (при том понимании, что того парня зовут Тзинч, задача нетривиальна).

Edited at 2018-01-11 03:08 pm (UTC)
>Стиль войны, который вы приписали Тау - это стиль войны Имперской Гвардии как он есть, в чистейшем и незамутненном виде.
Хм.
Ну давайте так.
Что делает Имперская Гвардия, если подкрепления не пришли вовремя?
Пафосно подыхает.
Что делают Тау, если подкрепления не пришли вовремя?
Во-первых, у Тау ситуация "подкрепления не пришли вовремя" вообще гораздо более редка, чем у Империума. Во-вторых, Тау в этом случае просто отступают.
Ну вот серьёзно, представим себе, что некий командир хрипит в рацию, выплёвывая кровь "Кончились патроны, кончились медикаменты, умираем, но не сдаёмся". Какова вероятность, что это имперский гвардеец, и какова - что воин касты Огня?

>Ну и да, это Тау-то "единственная фракция с нормальным серийным производством"? Описание миров-кузниц помните?
Это на которых "Введение новой модели - не менее пятисот лет тестирования" (с) Или где новых титанов класса "Император" не делают в принципе, потому что не знают, как? Или где половина танков - переделанные сельскохозяйственные комбайны?
"Нормальное серийное производство" - это чуть более сложное понятие, чем просто "большой завод, делающий до хрена техники".

То есть условно говоря (условно! Не надо это понимать буквально!) у Империума одна винтовка на троих, у Тау - три винтовки на одного солдата.

>Поскольку в нормальном случае планета - система (с прилетом-то флота-улья) закрытая, биомасса оттуда все равно никуда не денется. Задача - убить всех врагов, не считаясь вообще ни с чем (в следующей миссии юнитов все равно заново строить).
Эээ... хм.
Вы так говорите, как будто биомасса - это некий химический элемент или иная принципиально неуничтожимая субстанция, для которой действуют законы сохранения.
Но она очень даже тратится! Из стаи, сожжённой огнемётами, попавшей под напалмовую бомбардировку, а тем более под ядерный взрыв - вы ничего ценного уже не извлечёте.
Но даже если враг гуманно перестрелял наши юниты пулями в голову, и всех удалось собрать харвестерами без потерь - КПД процесса не превышает десяти процентов, потому что понятия пищевой пирамиды никто не отменял. Даже для тиранидов. Сожрали десять тонн трупов - вывели из них одну тонну новой армии. Такшааа менеджмент ресурсов никто не отменял.

>Во что играет Хаос? Хаос играет в глобальную стратегию. Менеджмент метаресурсов и управление множеством конфликтов в разных точках карты.
Если игрок за любого из Богов Хаоса - то да. Для всех, кто рангом ниже - нет. У них нет ни возможностей, ни (у большинства) желания осуществлять менеджмент метаресурсов. Они решают свои локальные проблемы, первые две из которых - выжить и сохранить здравый рассудок - "при том понимании, что того парня зовут Тзинч, задача нетривиальна".
Для Тау война - это вопрос снабжения... Логистика, логистика и ещё раз логистика... первую скрипку играют навыки, которые с человеческой точки зрения военными и не назовёшь...

Лолштоа? Большая война это и есть логистика и производство. так что у Тау все вполне человеческое – просто аффтыри болтерпрона понятия об этом не имеют :)