Мир резонансных двигателей

Поразительно, сколько экзотических вариантов космической логистики может предложить космоопера, и как фантасты неуклюже топчутся вокруг двух-трёх методов управления сверхсветовым двигателем - а ведь их могут быть десятки! Поскольку сверхсветовой движок - это по сути космическая магия, выдумать с ним можно что угодно - а вокруг этого наворотить и структуру общества, и методы экспансии, и принципы организации боевых действий.

Например один из ключевых вопросов космооперы - как избежать тактического сверхсвета, то есть заставить корабли летать и сражаться, вместо того, чтобы постоянно скакать вокруг друг друга, как горные козлы, выпуская ракеты и лазеры в пустоту, потому что противника в точке прицеливания уже нет. Даже если вы обгоняете свет всего в два-три раза - до соседней звезды это долететь не сильно поможет, но вот в бою - даст просто невообразимое преимущество перед любым врагом, летающим на досвете.

Надо заметить, боевой ценности подпространства (гиперпространство, X-матрица) уделяется незаслуженно мало внимания. Обычно оно почитается полезным исключительно для преодоления межзвездных расстояний. Между тем, возможность «погружаться» оказалась бы очень кстати именно в бою. Как можно бороться с противником, мгновенно переносящимся с одного места на другое?
Если проводить параллели между морскими и космическими кораблями, то наиболее очевидной аналогией межзвездного корабля будет подводная лодка. С той только разницей, что погруженная субмарина уязвима для атак с поверхности и передвигается медленнее надводных кораблей, а ушедший в «матрицу» космический крейсер этих недостатков лишен.
Подводная лодка почти не нуждается в броне и оборонительном вооружении. Скрытность дает подводному ракетоносцу лучшую защиту, чем эскадрильи истребителей надводному «плавучему аэродрому». А какие бы шансы субмарина оставила другим кораблям, если бы могла перемещаться в глубинах моря быстрее ракеты?
(с)

Я лично встречал следующие варианты:
1) Прыжковые зоны - уйти в гипер можно только из определённых мест. И выйти тоже только в них. Вселенная СоВладения Пурнеля, вселенная Форкосиганов Буджолд...
2) Безпрыжковые зоны - в некоторых местах уйти в гипер нельзя. Обычно такими местами назначаются окрестности массивных тел, звёзд и планет - потому что именно они содержат наибольшее количество потенциальных целей. Звёздные Войны, вселенная Хонор Харрингтон...
3) Долгая разрядка - после одного прыжка корабль на некоторое время теряет возможность прыгнуть снова. Вселенная КосмоОлухов.
4) Долгая подготовка к прыжку - почти то же самое, что 3, только не после прыжка, а перед ним. Вселенная Батлстар Галактика, вселенная Батлтех...
Собственно, с тактической точки зрения разница между вариантом 3 и 4 только в том, что в варианте 3 противника почти невозможно зажать в угол. Висит себе одинокий транспорт, а тут вокруг хлоп-хлоп-хлоп - вражеские каперы нарисовались. В варианте 3 он сразу прыгнет, а потом уже где-нибудь у чёрта на куличках спокойно разрядит двигатель. В варианте 4 ему нужно продержаться весь период подготовки... ну, или сдаваться. Но эта разница существенна только в том случае, если в варианте 4 действует принцип "прыгай или потеряешь зарядку". Если же двигатель можно держать заряженным неограниченное время, то все и будут ходить с заряженными, и разница с вариантом 3 становится чисто косметической.

И вот в процессе обдумывания вариантов с медленным прыжком, родился у меня любопытный вариант космической логистической схемы. Назовём его резонансным двигателем.

Для гиперпрыжка необходимы два элемента - альфа-двигатель и бета-двигатель. Альфа-двигатель остаётся в нашем пространстве и служит как бы якорем, точкой опоры. Ну или если угодно, маяком. Бета-двигатель вместе с полезной нагрузкой (кораблём, в который он встроен) входит в гиперпространство, то есть исчезает и мгновенно появляется в другом месте.
Сам прыжок мгновенен, однако чтобы он стал возможен, альфа и бета-двигатели должны войти в резонанс. И вот этот процесс не мгновенный, он определяется по следующей формуле.
tr = (l1+l2)*mf^2/(ma*mb)
Где tr - время генерации резонанса в секундах.
l1 и l2 - расстояние в световых секундах между альфа-двигателем и бета-двигателем. l1 - до прыжка, l2 - после прыжка.
mf - перемещаемая масса, т. е. масса бета-двигателя плюс масса полезного груза.
ma - "чистая" масса альфа-двигателя. mb - "чистая" масса бета-двигателя (без полезной нагрузки).
Альфа и бета - это не две разных конструкции, любой гипердвигатель, в зависимости от выбранного режима, может работать как альфой, так и бетой.
После прыжка резонанс сбрасывается и для нового прыжка его надо генерировать заново.

Координаты точки выхода из прыжка задаются в процессе установления резонанса между двигателями. Ни в процессе, ни после того, как резонанс сформирован, изменить их нельзя. Если хочешь попасть в другое место - только сбросить сформированный резонанс и начать устанавливать новый.
Сразу же с момента начала формирования резонанса в точке выхода появляется слабо светящееся пятно, которое примерно соответствует по форме и размерам прыгающему кораблю.
Оба двигателя, создающих резонанс, сдвигать можно. Точка выхода всегда неподвижна относительно альфа-двигателя, который является системой отсчёта.

Тот же резонансный двигатель можно также использовать и в качестве досветового. Если установить между двумя двигателями резонанс, но НЕ прыгать, можно создать между ними силу притягивания или отталкивания по желанию (то есть использовать друг друга в качестве реактивной массы). Мгновенно и на любом расстоянии. Величина этой силы зависит только от доступных владельцам энергетических мощностей (разгон тел потребляет энергию, вечных двигателей тут нет). Ну и конечно, от предельно допустимой для конструкции/пассажиров перегрузки - компенсаторов ускорения в этот мир как-то не завезли.
Также подчеркну, что это именно силы притягивания или отталкивания, то есть векторы ускорения всегда направлены вдоль прямой, соединяющей вошедшие в резонанс двигатели. Либо навстречу друг другу, либо друг от друга, вбок сманеврировать не выйдет, тут уже нужна обычная реактивная тяга. И второму закону Ньютона эта тяга тоже подчиняется, равная сила действует на оба двигателя.

А теперь собственно задачка, коллеги. Как будет выглядеть логистика и бои на таких движках? Какие нюансы тактики и стратегии прорисовываются? Кто хочет попробовать прикинуть на основе таких вводных, поиграться с формулой, предложить варианты атаки или защиты?

Recent Posts from This Journal

  • Наброска тактики космобоя

    Пришла в голову такая схемка матчасти для какой-нибудь умеренно фантастической космички. Без кларктеха - т. е. силовых полей, лучей смерти,…

  • Нужна помощь историков и химиков

    Коллеги, помогите. У меня на ролевой игре случился косяк. Цивилизация на искусственном астроинженерном объекте срисована с Византии. Мы этой самой…

  • Вампиры + Люди Икс

    Придумался МНП (минимальный набор правил) для вампирской ролевой или цикла книг. Идеи в основном взяты из Насуверса, LoK и Мира Тьмы, только…

Как понимаю, команда резонанса должна быть передана компьютерам, управляющим двигателями одновременно? Можно ли отправить по субсвету с одного двигателя на другой запрос на резонацию? А если не известны с высокой точностью координаты двигателя, а он сам находится за световые годы в другой системе?
Нет.
Тут, к счастью, подводных камней нет - когда бета-двигатель начинает резонанс, на альфе оператор сразу видит "входящий сигнал, бета в таком-то районе, прыжок в такую-то точку, принять или сбросить?"
Да, это мир мгновенной межзвёздной связи.
По моему я где то видел вариант что прыгать под огнём противника « некомильфо» ибо враг может применять средства «средство блокировки « ухода в гипер , тогда сначала нужно разорвать расстояние в обычном пространстве . А прыжок в зоне блокировки может привести в том что точка выхода (направление прыжка) будет случайным, так и выйти из гиперпрыжка можно по частям ) это вроде было в анимэ « Герои галактики»

Как раз этот способ « блокировки « и будет создаваться в случае вашего альфа и бета двигателя — глуша частоты и осложняя подбор частоты .

Да и вообще сама идея скорее приведёт к идеи создания зон перехода / звездных врат/ ретрансляторов которые будут использоваться для быстрого создания резонанса и быстрого старта . Кмк

Edited at 2019-06-19 03:04 pm (UTC)
Именно. Очень большие стационарные альфа-двигатели. Чем больше, тем выше "скорость" развивают опирающиеся на них беты.
Это вроде ЭМ-паруса (предлагали разгон с Луны или орбиты на мазерах), только на интерференции полей?
Ага, только сверхсветового ЭМ-паруса, причём без необходимости проходить все промежуточные точки.
Если же блокировка альфа-беты - невозможна. Это очень сильно замедлит экспансию(ибо сначала нужно доставить на место врата) и в то же время может усилить нападающих - которые поврежденные корабли могут почти мгновенно эвакуировать . Посылать же подкрепления в случае :
"Сразу же с момента начала формирования резонанса в точке выхода появляется слабо светящееся пятно, которое примерно соответствует по форме и размерам прыгающему кораблю."
К кораблям -- дело гиблое - ибо враг вполне может заминировать нужные точки.
Чем-то напомнило, как в EVE коврики по цинкам скачут. С поправкой на то, что цина сама по себе уджампать не может.

К чему приведет уничтожение альфа-части в реальном пространстве?
Только к потере резонанса и необходимости для корабля с бета-двигателем искать другую альфу и настраиваться в резонанс с ней.
Ну в любом случае - альфа-часть будет объектом атаки, чтобы сорвать противнику прыжок.
В формуле не хватает линейного коэффициента, на который нужно умножить секунды, что бы получить метры. Разумно выразить этот коэффициент в скоростях света С. Так вот, если коэффициент маленький (1-10 С) то для межзвездного прыжка в десять светолет нужен или очень большой и мощный альфа-двигатель, который толкнет маленький корабль, либо экипаж сидит год внутри корабля, ждёт зарядки двигателя (нельзя же, наверное, во время настройки резонанса менять компановку корабля?) . То есть все приличные системы обзаведутся гигантскими сверхмощными альфа-вратами, посредством коих будет организован весь транспортный поток и разведка соседних к ним систем. Война враждующих империй будет маневрами по захвату / уничтожению вражеских врат. Учитывая след корабля в точке приёма, хорошо укрепленную систему будет вообще хрен захватить - даже если прыжок будет длиться несколько дней, враг успеет отследить его и настрелять в точку приёма вражеского флота кинетических снарядов и прочей гадости. То есть, военные Врата будут сверх-огромной дурой, размерами в тысячи размеров пересылаемой флотилии.
Расстояние справа - в световых секундах, т. е. коэффициент - 1C.
А так да.
Как шутят в этом мире - "Мы теперь знаем, что такое чёрная дыра в центре Галактики - это альфа-двигатель Предтеч".
>(нельзя же, наверное, во время настройки резонанса менять компановку корабля?)

Именно так. Резонанс действует на всю корабельную материю, не исключая и тела экипажа.
// То есть все приличные системы обзаведутся гигантскими сверхмощными альфа-вратами, посредством коих будет организован весь транспортный поток и разведка соседних к ним систем. Война враждующих империй будет маневрами по захвату / уничтожению вражеских врат. Учитывая след корабля в точке приёма, хорошо укрепленную систему будет вообще хрен захватить - даже если прыжок будет длиться несколько дней

Перебрасываем несколько своих врат в окрестность системы(тысячи ае) - пусть даже резонанс займет год, там пятна банально никто не обнаружит. Потом используем буксирный эффект врат чтобы отправится к системе.

Требуется долгая подготовка но так атакующий имеет силы сравнимые с обороняющимся. (не люблю позиционные тупики)
Собственно, схема не сильно отличается от классического "гиперджампа" с той поправкой, что двигатель-альфа становится приоритетной целью для захвата или уничтожения.