gcugreyarea (gcugreyarea) wrote,
gcugreyarea
gcugreyarea

Category:

Про Румату

И всё-таки страшный народ - идеалисты. Особенно наивные идеалисты, которым подавай всё и сразу. Сам к таким отношусь, поэтому знаю, о чём говорю. Вот перечитал диалог Руматы с Будахом, и понял, что все проблемы Арканара - именно от наивного идеализма прогрессоров. Полумеры их не устраивают. Им подавай либо сразу идеальное решение, либо вообще ничего не делать. Но вообще ничего не делать мы не можем, совесть грызёт. Поэтому мы будем делать, и активно убеждать себя, что ничего не делаем. Что наше вмешательство минимально, и навредить не может. Не понимая, что минимальное по нашим меркам - глобально по меркам арканарским.
Были ли варианты неминимального вмешательства? Были, и Будах, мудрый человек, очень правильно их сформулировал. Только был слишком вежлив, чтобы настоять на своём в споре с аристократом. А ведь зло, как всегда, кроется в мелочах...

Шаг первый - дать людям много еды и других полезных вещей.
Возражение - правители всё отнимут, станет как раньше.
Присмотримся внимательнее - конечно отнимут! Но как раньше - не станет. Общий рост благосостояния - штука сложная. Аристократам просто невыгодно отнимать всё до прежнего уровня. Зачем отнимать у крестьянина пластиковый домик и киберлошадку, если у самого аристократа есть личный небоскрёб и звездолёт? Выгоды мало, а вот неприятностей не оберёшься - у крестьянина с киберлошадкой гораздо больше времени на бунты. Ведь крестьянин как теперь мыслит? Если он погибнет во время бунта, но феодала зарежет - его семья на киберлошадке как-нибудь прокормится, с голоду не помрёт. А вот если феодал лошадку отнимет - тут чёрт его знает.
Гиперэксплуатация оказывается делом опасным и невыгодным. А если мы сохраняем тот же уровень эксплуатации, но на техническом уровне Полдня - крестьянин будет уверен, что в рай попал. Поэтому давать еду и технологии - стоит.

Шаг второй - наказать злых правителей.
Возражение - придут новые правители.
Присмотримся внимательнее - конечно придут! Но будут вести себя гораздо осторожнее. Инстинкт самосохранения никто не отнимал, получить по шапке, как предшественники, не хочется. Цитируя одну замечательную ролевую биографию одного правильного прогрессора:
"Классный мужик. Эх, и парились мы с ним… Предыдущего мэра он мне лихо помог спихнуть. И то к слову - хапуга тот был. Не в меру. А я все ж таки хоть себя не обижаю, но и совесть имею."
Заметим - вмешательство бескровное и тайное, то есть полностью соответствующее принципам прогрессоров в ТББ. Открытое было бы на порядок сложнее, но и на порядок эффективнее.
Поэтому наказывать жестоких правителей - стоит.

Шаг третий - регулярно наказывать все жестокости, независимо от уровня.
Возражение - поднимутся подлые.
Присмотримся внимательнее - конечно поднимутся! Мастера непрямого насилия, ага... На дурака, как известно, не нужен нож. Но скажите, дон Румата - вы бы что предпочли? Чтобы у вас тихонько вытянули кошелёк, или чтобы дали по голове и этот самый кошелёк отняли? Чтобы вражеская армия ворвалась в ваши дома, убивая и насилуя, или чтобы государство экономическим эмбарго заставили подписывать невыгодные торговые соглашения?
Тайный грабёж, конечно, штука неприятная. Но по сравнению с грабежом открытым - это просто благодать божья. Поэтому наказывать жестоких - стоит.

Шаг четвёртый - дать всё и сделать, чтобы не отнимали.
Возражение - люди оскотинятся.
Что интересно - Румата не утверждает, что это невозможно. Хотя мне было бы интересно посмотреть, как бы пришельцы из Полдня это реализовали. Запретить прямое насилие - это мы уже обсуждали на втором и третьем шагах. Значит, четвёртый шаг должен включать запрет и на косвенное насилие. А это дико сложно. В самом мире Полдня, судя по всему, эту задачу так и не решили - см. случай Абалкина, которого, ещё пальцем не тронув, затрахали в мозг до полного съезда с катушек.
Но Румате виднее, он у нас бог. Допустим, осуществили, причём БЕЗ реморализации (реморализация - это уже шестой шаг). У каждого человека есть его неотъемлемое, принципиально, имущество и ненарушаемые, принципиально, права личности. Как руки и ноги. Люди, значит, забудут труд и потеряют вкус к жизни.
Ну, будь на месте Будаха мудрый одессит, он сказал бы - молодой человек, так вам надо шашечки или ехать? Труд у вас абсолютная ценность или средство достижения цели? Если абсолютная, то какого вы к нам вообще лезете? Мы тут пашем (в буквальном смысле) поболее вашего. Если же средство, то средство чего? Достижения человеческого счастья?
А вы, извините, другие пробовали? Вы вообще хоть что-то пробовали, кроме осточертевшего вашего прогрессорства? Покажите мне хоть одну планету, где вы дали все материальные блага забесплатно, ограничили насилие, и люди от этого стали несчастны. Получается, что из-за непроверенной теории прогрессоры позволяют мучить и убивать людей. Может, оно и правильно (не навреди!), но при чём здесь тогда гуманизм и сострадание?

Из четырёх шагов - на три ответы Руматы В ПРИНЦИПЕ верны, "но есть нюансы" (с). На четвёртый ответ весьма и весьма спорен.
Неудивительно, что Будах в конце концов не выдержал и деликатно послал молодого человека.
Tags: критиканство, социалка, страдание, утопия, фантастика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments