gcugreyarea (gcugreyarea) wrote,
gcugreyarea
gcugreyarea

Categories:

Парадигмы и сюжеты

gest c vasilisk_ом вернулись к моей любимой теме космооперы, решил и я сказать пару слов.
Пришло в голову, что с точки зрения сюжета "внешнего", можно почти любой бой классифицировать даже не по трём, как у Геста, а по двум параметрам. Василиск вот пишет про сюжет "внутренний", про отношения внутри корабля, но ведь и отношения между кораблями - это тоже сюжет. Корабли Культуры, например, часто вообще не морочатся такой мелочью, как экипаж, однако сюжеты и взаимоотношения у них есть.
Первый параметр - это живучесть. Коротко говоря, сколько попаданий равного себе класса может выдержать корабль, прежде чем погибнет или утратит боеспособность. Превосходство меча или щита.
Второй - это относительная скорость. Это отношение собственно скорости и радиуса действия вооружения. Можно охарактеризовать временем, за сколько корабль проходит зону действия собственных орудий. Если это время меньше двух-трёх секунд - относительная скорость высокая, если больше минуты - скорость низкая.
Создав сетку из двух параметров, получаем четверичную классификацию, странно схожую с парадигмами у Геста.

Скорость низкая, защита высокая - сюжет линкора. Не спеша сходимся, и бьём, бьём, бьём друг друга, пока не откажут поля/будет пробита броня/закончатся дублированные узлы/будет перенасыщена ПРО. В одиночном поединке мастерство практически ничего не решает, выигрывает тот, у кого линкор круче. В бою "стенка на стенку" выигрывает лучший тактик.

Скорость высокая, защита низкая - сюжет истребителя. Не столько современного, ракетного, сколько более раннего, с пушками. Манёвр решает всё. В одиночном поединке всё решает мастерство и скорость реакции. Бой "стенка на стенку" превращается в "собачью свалку", где мастерство, конечно, способствует выживанию, но властвует её благородие Госпожа Удача.

Скорость низкая, защита низкая - сюжет подлодки. Или лёгкого крейсера, если угодно. А также ковбоев на Диком Западе. Во всех этих случаях, кто выстрелил первым, тот и прав. Побеждает самый коварный или "лучше-всех-спрятанный" (с) Нивен. Прятки могут быть как физические (подлодка), так и психологические - демонстрация мирных намеренний, пока все вражеские объекты не будут на прицеле. Бой "стенка на стенку" вообще нежелателен, это проигрыш для обеих сторон. Но если он всё же начался, то побеждает тот, у кого больше пушечного мяса.

Скорость высокая, защита высокая - в современном военном деле таких сюжетов нет. А вот в прошлом - были. Это сюжет рыцаря. Европейского полнодоспешного конного рыцаря, если быть точным. Ещё мастера-фехтовальщики в некотором роде соответствуют. Сошлись, ударили, разошлись. А потом снова и снова. Бой не столько на уничтожение, сколько на демонстрацию силы и мастерства. Способствует развитию соответствующей психологии - благородство в этом сочетании не всегда смертельно для проявившего его. В бою "стенка на стенку" выигрывает отряд с лучшей групповой слаженностью. Этой слаженности можно добиться по-разному - как через предварительную отработку групповых действий (мастерство каждого отдельного бойца по взаимодействию с остальными), так и через "коммуникации, командование, контроль" (техническое превосходство + неглупый командир с хорошей реакцией).

А в чём Василиск безусловно прав, так это в том, что "размер не имеет значения". Это исключительно внутрисеттинговый параметр, и мы можем представить себе как километровые истребители, так и десятиметровые линкоры.

-----

P. S. На всякий случай напоминаю (в первую очередь себе), что соревнуемся мы сами с собой, и поэтому понятия "высокая/низкая" скорость, "высокая/низкая" защита совершенно относительны, и с уровнем прогресса не связаны. Это всего лишь доминирование тех или иных тенденций развития.
Те же плюсы можно представить и как минусы. "Высокую относительную скорость" можно заменить в системе "малым относительным радиусом действия орудий", а "высокую защиту" - "слабым вооружением".

P. P. S. Мне тут указали (даже, можно сказать, ткнули носом), что настоящие рыцари воевали не совсем так, или даже совсем не так. Каюсь и посыпаю голову пеплом. Оставлю пока "рыцаря", как символ, рыцарский образ из легенд. Если кто предложит более близкую к современности или более точную аналогию, переправлю.
Tags: космоопера, о друзьях, фантастоведение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments