gcugreyarea (gcugreyarea) wrote,
gcugreyarea
gcugreyarea

Categories:

Флотофильское, полубессвязное

Я, честно говоря, думал, выкладывать это сейчас или ещё пару дней подождать, причесать - но тут во френдленте мелькнуло - и я не удержался.

В эти первые несколько лет война в космосе эффективно велась Культурой с помощью контактных единиц. Они строились не как военные корабли, но были достаточно вооружены и быстроходны, чтобы тягаться с обычными идиранскими кораблями. Кроме того, Культура всегда опережала идиран в технологии силовых полей, что давало контактным единицам преимущество в обороне и защите от повреждений. Эти различия в известном смысле отражали разницу в общем мировоззрении обеих сторон. Для идиран корабль был средством для перелета с одной планеты на другую и для защиты планет. Для Культуры корабль был тренировкой способностей, почти произведением искусства. Контактные единицы (и военные корабли, которыми они постепенно заменялись) строились с комбинацией гениального энтузиазма и ориентированного на машины практического смысла. На это у идиран ответа не было, хотя контактные единицы в первые годы весьма проигрывали численно.
Из “Краткой истории идиранской войны”.

Задумался я как-то, почему у Лукаса любой входящий в кадр корабль, начиная от фрегата, выглядит, как предвестник Апокалипсиса, а в Вавилоне даже фантастически могущественные армии света и тьмы (т. е. Ворлона и Теней), сталкиваясь, производят впечатление суеты тараканов под стеклом.
Потом задумался глубже и понял, что сего глубокомысленного замечания критика-любителя яичницы недостаточно.
Во-первых, "у Лукаса вообще" - неверно. Только у Лукаса в оригинальной трилогии. В трилогии Анакина корабли превращаются в ёлочные игрушки - красивые, сверкающие, но совсем не страшные. За это, в числе прочего, я ОТ не люблю, да. Я в любом фильме смотрю в первую очередь на корабли.
Во-вторых, два мощных (в плане визуальных решений, я сейчас и до конца поста рассуждаю только о них, не о ТТХ) в Вавилоне таки есть. Это Облако Смерти Теней и земные разрушители (именно разрушители, а не эсминцы, тот же казус, что с ИЗР) класса "Победа". Симптоматично, что в конце "Призыва к оружию" эти два корабля (родоначальник одного класса и единственный уцелевший представитель другого) друг о друга красиво убиваются - видимо, устали существовать в такой некрасивой вселенной.
Любовь Изначальных к биотеху оправданием "тараканьей суеты" быть не может. Эпичные биокорабли существуют - доказано Лексом. Во-вторых, у техногенных младших рас ничуть не лучше. Может, Стражински намеренно занижает зрелищность, имея в виду, что у него нет любителей дешёвой показухи, подобных Империи? "Люди работают"? Так нет, тоже не сходится, есть ведь минбарцы, принципиальные эстеты, отвергшие класс "Вален" из-за его слишком функционального дизайна. Но и их родные "Шарлины" находятся где-то на одном уровне с кораблями трилогии Анакина - красивые рыбки, но не страшные.

Ну и раз уж поднял тему, решил пройтись по визуальной компоненте звездолётов из других фильмов. Чтоб два раза не возвращаться, так сказать.

Для начала я могу назвать только один корабль, сравнимый по эпичности хотя бы со Звёздным Разрушителем - это батлстар "Галактика" из оригинального сериала. Его двойник из римейка создаёт такое же ощущение огромности, брутальности и опасности... только для собственного экипажа, а не для противника. Близкая родня "Ностромо" и "Ишимуры", даже странно, что на него каких-нибудь зубастиков ни разу не запустили.
Сайлонские корабли из старого сериала лишь чуть не дотягивают по суровости до "Галактики", тогда как новые вызывают недоумение - кто вообще запустил в космос эти произведения абстрактного искусства? Ладно бы звездолёты каких-нибудь страшно чуждых инопланетян так декорировали - но сайлоны, вроде бы, машины, созданные людьми. То есть должны сочетать человеческое наследие с машинной логикой - а в дизайне их кораблей не наблюдается ни первого, ни второго.
Очень неплохи корабли Джина Родденбери - элегантная воительница "Андромеда", воплощение потерянного совершенства, и любопытный котёнок "Энтерпрайз", сующий свой нос во все дырки космоса, и закономерно по нему получающий. Недостаток могущества и грозности компенсируется избытком обаяния, сюжетная функция отработана визуальной концепцией на все сто. Интерфейсу "Андромеды" только эльфийских ушек не хватает. Другие корабли Звёздной Гвардии - вполне себе на уровне, достаточно харизматичны и индивидуальны, другие корабли Федерации - клоны Энтерпрайза разной степени успешности. Из их противников - очень хороши кубы и сферы боргов. Клингонско-ромуланские "птички" запоминаются, но не более того. Прочие даже не удерживаются в памяти.
Ха'таки из "Звёздных врат" создают ощущение умеренной крутости. Этакие накачанные суровые парни, с которыми лучше без повода не связываться. Потенциальный источник неприятностей - да, но не вселенская угроза. Для другой расы это было бы в самый раз, но гоа'улды, которые строят на пафосе и выпендрёже всю свою межзвёздную политику - могли бы спроектировать нечто более угрожающее. Прочие расы... корабли асгардов выделяются только своими именами, "Судьба" - многочисленными поломками, крейсера орай - похожестью на ночной горшог, паддл-джамперы - своим названием и умением делать падлы разной степени тяжести. В остальном, как и стартрековские, напоминают вынесенный в космос микроавтобус - симпатичный, удобный, быстро и недорого доставляющий пассажиров из пункта А в пункт Б, а сюжет к финалу... и работающий по принципу "с глаз долой - из сердца вон".
Разрушитель Городов из "дня независимости" замечательно подан, но увы, слишком примитивна базовая модель. Был бы у него более запоминающийся дизайн - вкупе с таким превосходным визуальным раскрытием темы мог бы оставить позади даже Звёздные Разрушители и выйти на один уровень со Звездой Смерти.

В аниме с этим не намного лучше. Самая популярная аниме-космоопера (Гандам) изначально сделана под малые аппараты, так что всем капиталшипам там уготовлена либо роль пушечного мяса (линкоры), либо весьма уязвимой и нежелательной на поле боя, но необходимой техподдержки (авианосцы, точнее доспехоносцы). Приятным исключением стал только "Птолемей-2" из Двухочкового - у него есть GN-драйв и Транс-АМ, он умеет самостоятельно выходить на орбиту и превращаться в подводную лодку - в общем, вундерваффе не хуже самих Гандамов, которые несёт.
О кораблях двух самых классических космоопер - ЛоХХа и Сейкая нельзя сказать ничего плохого, но и ничего хорошего тоже. Они столь же харизматичны, как набор отвёрток. ЛоХХовские корабли, пожалуй, несколько больше впечатляют - но только когда они висят на месте или идут парадным строем. Любая попытка стрелять или маневрировать превращает их... ну не в такие чучела, как их экипажи, и уж тем более не дотягивают до высот адмиральского идиотизма, конечно, но коровами на льду могут именоваться с полным правом. Сейкаевские корабли в целом лучше выглядят в бою - у каждого свои звёздные моменты. Линейный миноносец наиболее красив, когда даёт залп, крейсер - на марше, истребитель - когда маневрирует и выполняет фигуры высшего пилотажа. Но все эти красоты в визуальном плане уступают даже одному "Тысячелетнему соколу" - и не потому, что аниматоры рисовать не умеют. Просто в данном случае визуальная концепция точно соответствует отношению персонажей. Что Ав, что имперцы с демократами из ЛоХХа видят в своих кораблях просто инструменты для нанесения противнику максимального ущерба. Сломались - переходим на следующий.

...вы неправильно начинали. Дело не в силе. Дело не в мастерстве. Дело совсем в другом; в малом. Просто надо очень любить этот лук... Соло любит свой растреклятый "самый быстрый кусок металлолома в Галактике" - без "Сокола" он уже не будет легендарным Ханом Соло, как принц Даккар перестанет быть капитаном Немо без "Наутилуса".
О капитанах ИЗР и их отношении к своим кораблям - прямых свидетельств нет, однако Таркин определённо любил Звезду Смерти, своё детище. Оззель, заполучив суперразрушитель, чувствует себя неуязвимым полубогом:
"С Палачом под моей командой, я стану окончательной властью во вселенной!"
- Адмирал Кендал Оззель, за мгновение перед тем, как быть убитым Дарт Вейдером

Зсинж назвал «Железный кулак» в честь своего первого корабля, хотя тот был всего лишь старенькой «викторией».

Но да, возвращаясь к анимешной космоопере. Великолепные по ТТХ и по сюжетной роли корабли присутствуют в "Ганбастере", но увы, в главной роли, как и в Гандамах, там роботы - так что звездолётам намеренно не дают раскрыться. Дизайн средненький, но его можно было обыграть в сторону эпики... если бы захотелось. Семидесятикилометровый линкор - да такое даже помешанной на мегаломании Галактической Империи не снилось! Правда, строили его сугубо вынуждено - как эвакуационный транспорт для всего человечества, в линкор перекроили уже на ходу, и кажется не до конца - но всё равно, имхо, авторы тут переборщили. Хватило бы и двенадцатикилометрового "Экзелиона". Ну ладно, уж взялись строить такую громаду - так раскройте тему! "Эльтреум" ведь строила не какая-нибудь галактическая суперцивилизация, у которой астроинженерных конструкций как блох на паршивой собаке. Его высшим напряжением сил скрафтили обычные земляне, почти наши современники (плюс один век). Представьте себе изумление и восхищение попавших на борт подростков, гордость экипажа, которому доверили управлять этим чудовищем... Не, у нас тут суперробот, так что всё негуманоидное автоматом переходит в категорию "довезти до места и не путаться под ногами".

Может возникнуть впечатление, что вкусных кораблей в аниме вообще нет, однако неверно. Есть, есть там как минимум два достойных звездолёта, сравнимых с ИЗР и "Галактикой". Это космический линкор "Ямато" и SDF-1 "Макросс".
Ну с первым всё понятно, это не столько космоопера, сколько морская флотофилия, перетащенная в космос. Построить самый огромный, красивый и мощный корабль Второй Мировой, и так бездарно его прошляпить - после этого нужно воистину быть Буддой, чтобы не обзавестись историко-реваншистскими комплексами. Пусть в космосе, но он таки должен пострелять. И аниматора, который попытается это сделать некрасиво, линчуют сразу после выхода из кинотеатра.
А вот с Макроссом всё намного интереснее. Начнём с того, что это аниме про больших роботов, но корабль-носитель там не просто летучая мишень. Может потому, что он сам может трансформироваться в Очень Большого робота? Две руки + две ноги = +100 к симпатиям аниматоров?
Далее, рисовка у него даже не так себе, а очень так себе - что в корабельной, что в гуманоидной форме - но это полностью перекрывается динамикой подачи. Лежащий в построенном вокруг него городе (или позднее - стоящий в озере) Макросс откровенно жалок, он никак не производит впечатления спящего гиганта, затаённой силы или чего-то подобного. Но стоит ему взлететь, как захватывает дух, трансформация и "удар Дедала" сопровождаются сдавленно-восторженым няканьем зрителя, а уж когда он стреляет из главного орудия - это Звезда Смерти отдыхает.
В-третьих, Макросс - это японская версия крейсера "Галактика", вплоть до длины (1,2 км у старой Галактики и у Макросса, в новом сериале Галактика на двести метров подросла). Даже непонятно, кто у кого стырил сюжет, но функции кораблей в нём совпадают до энного знака после запятой:
1) Спасение остатков цивилизации после планетарного экстерминатуса
2) Бег с препятствиями от устроившей этот экстерминатус цивилизации, с периодическими огрызаниями главным калибром, и регулярным, как у сельскохозяйственной авиации, запуском истребителей для защиты
3) Усушка и утруска спасаемого населения с пятидесяти (у Макросса - пятидесяти восьми) до сорока тысяч
4) Периодические скандалы с мордобоем между эвакуируемыми гражданскими и военным персоналом корабля
5) Совращение проникших на борт вражеских разведчиков и диверсантов вплоть до заведения общих детей

К сожалению, корабли основного противника в Макроссе впечатляют не более, чем сайлонские. Здоровенная зелёная летучая хрень, на которой разве что крупными буквами "МИШЕНЬ" не написано. И даже её здоровенность пропадает втуне, потому что отсутствие мелких деталей скрадывает истинный размер. Объяснение, что у Зентради нет культуры, и следовательно, нет эстетики - не катит, в таких условиях должен процветать утилитаризм и простейшие геометрические формы - сферы и прямоугольные ящики, в крайнем случае цилиндры и бублики... А их вычурный псевдобиологический дизайн одинаково неэффектен и неэффективен. Я вообще первое время думал, что их корабли не строятся, а выращиваются - это бы как раз гармонировало с умопомрачительной численностью флота и невозможностью ремонта. Собирать ТАКОЕ руками (пусть даже руками роботов) - и врагу не пожелаешь. Впрочем, если бы корабли Зентради впечатляли, Макросс бы далеко не улетел...

P. S. Кстати, заголовок не совсем корректен. Флотофилия - это любовь к большим подразделениям, к тактике и стратегии групповых действий - то есть в чистом виде Сейкай. А как красиво обозвать любовь к отдельным кораблям? Кораблефилия - некрасиво. По латыни правильно вроде навифилия, но в современном культурном контексте это скорее ассоциируется с Джейком Салли...
Tags: Культура, аниме, каринофилия, космоопера, о друзьях, о себе, фантастоведение
Subscribe

  • Сегодня проповедь на тему: технический террор! (с)

    На основе вот этого размышления о минимальных трансформерах, а также вопроса «каким, мать их, образом титаны из Вархаммера транспортируются на…

  • Приснится же такое...

    Приснился странный сон — гибрид меха-аниме и городской фэнтези. Решил записать, вдруг пригодится. Начало 22-го века. Уже несколько десятилетий…

  • Против лома нет приёма?

    Я тут задумался — предположим, ваш персонаж обладает сверхчеловеческой физической силой и выносливостью. Это может быть полубог, киборг,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • Сегодня проповедь на тему: технический террор! (с)

    На основе вот этого размышления о минимальных трансформерах, а также вопроса «каким, мать их, образом титаны из Вархаммера транспортируются на…

  • Приснится же такое...

    Приснился странный сон — гибрид меха-аниме и городской фэнтези. Решил записать, вдруг пригодится. Начало 22-го века. Уже несколько десятилетий…

  • Против лома нет приёма?

    Я тут задумался — предположим, ваш персонаж обладает сверхчеловеческой физической силой и выносливостью. Это может быть полубог, киборг,…